Мы думаем о Настоящем, Прошлом и Будущем
Список форумов Форум АЭС специалистов с  осколков СССР

Форум АЭС специалистов с осколков СССР

АЭС проблемы из первых рук Операторы. Техники. Исследователи О радиации. Надёжности. Прошлом и Будущем
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Прикованный к атомной галере имеет право знать правду о пробоинах в Корабле Предупредить, когда увидел рифы, почувствовал приближение бури
41 АЭС дарите. Не забудьте Узбекистан

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум АЭС специалистов с осколков СССР -> 0206 Быть или не быть АЭС
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Observer
Site Admin

   

Зарегистрирован: 17.10.2012
Сообщения: 1373

СообщениеДобавлено: Пт Июл 18, 2014 2:03 pm    Заголовок сообщения: 41 АЭС дарите. Не забудьте Узбекистан Ответить с цитатой


АЭС дарите. Не забудьте Узбекистан


Source URL: http://lenta.ru/articles/2014/07/16/uzaes/

17 июля 2014
Ассоциация с АЭС
Строительство атомной электростанции Узбекистаном изменит расклад сил в Средней Азии



Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Правительство Узбекистана рассматривает возможность строительства на территории республики атомной электростанции уже в ближайшие годы.

Чиновники определяют место расположения будущей АЭС и готовы принимать от подрядчиков проектно-сметную документацию.

Если узбекская АЭС будет построена, политико-экономический ландшафт региона претерпит значительные изменения.

Пока о проекте известно не очень много. Например, понятно, что претендовать на строительство первой в регионе АЭС будут подрядчики из четырех стран: России, Китая, Канады и Франции. Есть определенность и с местом строительства АЭС: эксперты и чиновники дружно указывают на северо-восточную часть Узбекистана, в местности неподалеку от озера Айдаркуль.

Природно-климатическая зона здесь идеально вписывается в предварительные условия строительства сооружения — в избытке вода для охлаждения реакторов,
а кроме того, отсюда можно обеспечивать дешевой электроэнергией города, находящиеся в первой десятке по численности населения, — Ташкент, Бухару и Самарканд.

Примерно ясны и схемы энергетического замещения по всей республике.

Ташкент будет постепенно избавляться от ряда характерных для местной экономики газовых зависимостей и дисбалансов с постепенным переводом энергетики на «мирный атом».

Экономика Узбекистана давно нуждается в росте производства электроэнергии.

«Производя 52 миллиарда киловатт в час, она практически столько же и потребляет — избыточных мощностей электроэнергии в Узбекистане нет,
— констатирует казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества (АПС) Марат Шибутов.

— При этом 83,8 процента электроэнергии производят тепловые электростанции, из их порядка 75 процентов на газе, то есть электроэнергетика крайне зависит от газа и его стоимости.

Кроме того, есть проблема с нефтью — в 2010 году объем добычи упал в два раза по сравнению с 2000 годом, нефти в целом хватит всего на 10-15 лет.
Поэтому нефтепродукты стараются заменить газом».

«Из общего объема газа 19-20 процентов идет на электроэнергетику, 24 процента идет населению,

экспорт составляет 20 процентов, собственные нужды нефтегазовой промышленности 19 процентов и 11 процентов уходят на нужды промышленности», — продолжает Шибутов,
работавший в свое время в смежных с атомной энергетикой сферах.

— Учитывая, что нужно наращивать экспорт газа, урезаются нужды населения, что не прибавляет экономике роста.

Таким образом, Узбекистан находится в проблемном положении с энергобалансом, и строительство АЭС могло бы сразу решить эту проблему».



Озеро Айдаркуль
Фото: OrexCA.com

Однако, несмотря на экономический контекст, до недавнего времени планов строительства АЭС в Узбекистане не было.

Причем существует мнение, что отказ от ядерной энергии был связан с нюансами политики:
в частности, речь шла о контроле над крупнейшими секторами экономики.

Как это часто бывает в закрытых государствах, каждая из приносящих валютную выручку отраслей находится в подчинении у крупных группировок во власти, и любой передел воспринимается крайне болезненно.

Поэтому Узбекистан долгое время развивал добывающие отрасли, не задумываясь о переработке и, тем более, использовании собственных ресурсов.

На другие косвенные факторы, сдерживавшие развитие атомной отрасли в Узбекистане указывает Марат Шибутов, предложивший «Ленте.ру» внимательнее приглядеться к естественным барьерам.


«Самое главное, — констатирует специалист, — в той местности, где проживает подавляющее большинство потребителей [речь, например, о Фергане — прим. «Ленты.ру»] расположены зоны сейсмической активности.

Кроме того, в этих регионах чрезвычайно малое количество доступной воды, необходимой для охлаждения реакторов АЭС.



Это пока и останавливало Узбекистан от развития атомной энергетики», — рассуждает эксперт.

«Тяжелая» вода

Сдерживает развитие ядерной энергетики Узбекистана еще и важный аспект региональной политики.

Исторически республики Средней Азии были связаны между собой нитями взаимной зависимости.

Эту систему выстраивала сначала Российская Империя, а затем и СССР, осуществлявшие политический контроль через выстроенные в регионе сдержки и противовесы.

К примеру, водная инфраструктура была завязана исключительно на Киргизии и Таджикистане, двух горных республиках, которые в силу более выгодного географического положения (они контролируют верховья рек региона) распоряжались водными артериями государств «низовья», в число которых входят Узбекистан и Казахстан.

К слову, зависимость эта актуальна до сих пор — недаром ведь власти Душанбе и Бишкека время от времени заявляют о готовности к строительству крупных ГЭС,
что сделает республики энергетическими лидерами региона.


Понятно при этом, что вопросы строительства гидроэлектростанций, очевидно, лежат в плоскости политики: тот же Бишкек, регулируя количество воды в реках Талас и Чу, создал уникальный инструмент давления на Казахстан.

К примеру, когда Астана перекрыла после апрельской революции в Киргизии границу между двумя государствами, Бишкек отреагировал на это, перекрыв воду.

Лидеры Казахстана и Узбекистана были вынуждены даже объединиться по вопросам регулирования трансграничных рек, а Ислам Каримов однажды заговорил о возможной войне за водные ресурсы.

Александр Князев, специалист по Средней Азии:

Насколько глубоко проект строительства АЭС в Узбекистане проработан — сказать трудно, я, например, располагаю информацией о том, что он обсуждался в правительстве республики и находится в стадии изучения.

Если все подтвердится и начнется его реализация, то, помимо собственно энергетической и экономической составляющих, едва ли не на первый план выйдет вопрос необходимости пересмотра всей региональной системы отношений в политической плоскости.

Держатели гидроресурсов — Таджикистан и Киргизия — уже пару десятилетий возводят проекты строительства гигантских ГЭС, Рогунской в Таджикистане и Камбаратинской в Киргизии,

в ранг национальных идей, не будучи способны более простыми средствами решить проблемы дефицита электроэнергии для бытового потребления населения.

При этом и в Душанбе, и в Бишкеке особо не скрывают, что главный смысл строительства ГЭС состоит в получении рычагов давления на соседей, находящихся ниже по течению основных водных артерий, Амударьи и Сырдарьи.

Внося, таким образом, перманентную конфликтность в региональные отношения, и Душанбе, и Бишкек стремятся заручиться поддержкой России, при этом позиционируя себя в качестве союзников по ОДКБ и приверженцев евразийской интеграции. То есть, втягивают РФ в конфликт в регионе вопреки ее интересам.


Однако ситуация осложняется тем, что позиция Киргизии и Таджикистана отчасти поддерживается западными партнерами республик.

Обе страны находятся в зоне интересов США в связи с войной в Афганистане и рассматриваются,
как основные поставщики в рамках создаваемых линий ЛЭП CASA - 1000.

Этот проект, активно лоббируемый США и разработанный в Канаде, актуализирует повестку сотрудничества Средней и Южной Азии.


В ее рамках предполагаются регулярные поставки избыточной электроэнергии из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан.

Любопытно, что этот контекст делает водно-энергетическое противостояние в регионе неизбежным,
поскольку очень четко разделяет государства региона по водным интересам.


Он означает, что Киргизия и Таджикистан будут продолжать стремиться построить крупные энергетические объекты, а Узбекистан и Казахстан — максимально противодействовать этой работе.

Одним из компонентов этого противодействия можно считать проекты строительства АЭС.




Таковые, к слову, есть и у Казахстана (республика намерена построить АЭС в Курчатове) и теперь у Узбекистана.

Понятно, что строительство атомной электростанции полностью изменит расклад сил в регионе, сделав водное противостояние не таким острым, а энергетическое — сведя к нулю.

По некоторым данным, строительство АЭС фактически нивелирует роль Таджикистана и Киргизии в качестве энергетических лидеров:
атомная электроэнергия традиционно дешевле гидроэлектроэнергии.

Немаловажным в этой связи представляется и сырьевой аспект. Узбекистан и Казахстан — традиционные поставщики урана на мировой рынок, более того, они контролируют в совокупности более 40 процентов уранового рынка планеты.

В большей степени это касается Казахстана, однако и Узбекистан не является карликом в этой отрасли — он занимает седьмое место среди добывающих государств и имеет неплохие перспективы к росту добычи.

В этом смысле нет ничего удивительного в том, что Ташкент пришел к осознанию необходимости корректировки своей энергетической политики.

Причем, осознавая устойчивость узбекских элит, можно твердо сказать: если высшие чиновники примут решение о смене курса и сумеют договориться между собой, возведение АЭС станет всего лишь делом времени.


Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
«Ядерное» сотрудничество

Но есть один тонкий политический нюанс: касается он технологической стороны строительства АЭС. Дело в том, что опытом строительства таких сооружений обладают всего несколько стран, из которых только четыре имеют положительную репутацию.

Эти страны — Россия, Франция, Канада и Китай.

Все они очень жестко конкурируют друг с другом: например, известно, что хоть по вопросам строительства АЭС в Казахстане и победил «Росатом», многие высокопоставленные партнеры республики очень активно лоббировали смену российского подрядчика на французского. Вопрос конкуренции тем более важен, что на долгие годы заложит основу для технологической зависимости: АЭС нуждается в обслуживании и комплексе мер по обеспечению безопасности. Поэтому, та страна, которая получит контракт, будет работать на рынке республики долгие годы.

«Чьи технологии будет использовать Узбекистан и кто будет финансировать подобный проект? — Задается схожим вопросом специалист по Китаю Руслан Изимов.

— Последние геополитические реверансы Узбекистана в сторону Запада, могут указывать на то, что некоторые региональные игроки с целью возвращения Ташкента
в орбиту своего влияния, вполне могут предложить ему такую помощь».

«Однако, в целом, за последние годы Узбекистан значительно расширил связи с Китаем в сфере ядерной энергетики.

Так, в конце мая Навоийский горно-металлургический комбинат подписал с
Гуандунской ядерно-энергетической корпорацией (CGNPC) соглашение на поставку урана стоимостью 800 миллионов долларов», — рассказывает эксперт.




К слову, в целом, мнение специалиста делают актуальными и планы Пекина в сфере ядерной энергетики.

По данным за 2012 год, в Китае действуют 14 реакторов, еще 27 находятся на стадии строительства,

а к 2030 году планируется ввести в эксплуатацию еще 50 реакторов.

Понятно, что «срединная империя» будет стремиться расширять сотрудничество с таким потенциально крупным рынком урана, как Узбекистан.

Однако, политическая практика последних лет говорит о том, что Россия в лице Узбекистана имеет последовательного союзника, который сторонится интеграционных образований, но при этом поддерживает важные инициативы России. Как, например, отмечает политолог Игорь Панкратенко, «без особых добавочных интеграционных механизмов наши страны [Россия и Узбекистан — прим.]

демонстрируют укрепление экономических связей. И станут ли они прочнее после введения этих самых дополнительных механизмов – достаточно большой вопрос, поскольку экономика редко подчиняется политическим декларациям».

«В отношениях между Москвой и Ташкентом сложилось устойчивое стратегическое партнерство, которое не нуждается пока в дополнительном стимулировании через интеграционные механизмы», — подчеркивает эксперт.

По его данным, «в отношениях с Узбекистаном Россия занимает первое место во внешнеторговом обороте республики – в 2012 году ее доля составила 29 процентов».

«За последние шесть лет вложения российских инвесторов в экономику Узбекистана составили более 5,7 миллиарда долларов,

в Узбекистане работает 885 компаний с участием российского капитала (треть которых была создана за последние три года),
111 российских компаний открыли в стране свои представительства», - рассказывает Панкратенко.

Добавить к словам Игоря Панкратенко можно еще один момент: в случае,
если решение о строительстве АЭС будет действительно принято, узбекские власти тем самым торпедируют западные проекты по энергетической раздробленности региона.

В условиях такого политического контекста участие западных компаний в строительстве АЭС становится невыгодным.

Дело в том, что евроатлантические партнеры уже который год демонстрируют, например, Таджикистану на примере строительства Рогунской ГЭС,
что политические проекты в регионе очень легко могут находиться в подвешенном состоянии на протяжении десятилетий.

С этакой постановкой вопроса, к слову, согласен и эксперт Марат Шибутов.

«России строительство АЭС в Узбекистане, разумеется, интересно, так как она была бы первым претендентом на возведение электростанции», — констатирует специалист.

«Конечно, поставки нефти и нефтепродуктов в Узбекистан из России и Казахстана могли бы снизиться, но это снижение было бы небольшим.

В общем, от строительства АЭС в Узбекистане было бы всем хорошо, кроме тех, кому невыгодно усиление Узбекистана.

А поскольку для СНГ Узбекистан является главным барьером на афганском направлении,
думаю, развитие атомной энергетики там было бы прекрасным шагом к повышению его устойчивости», — рассуждает эксперт.

Добыча уранового грунта
Добыча уранового грунта
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

В свете вышеперечисленного примечательно, что в «Росатоме» пока никак не комментируют планы Узбекистана по возведению АЭС. На соответствующий запрос «Ленты.ру» в пресс-службу компании ответа не пришло.

Воздерживаются от разговоров на эту тему, даже на условиях анонимности, и сотрудники промышленного гиганта, до которых корреспондентам удалось дозвониться.

Источники «Ленты.ру» в Узбекистане, к слову, не видят в этом ничего неожиданного. «Решение еще не принято. — Говорят они. — Рисковать такими перспективами никто заранее не станет».
Михаил Пак

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум АЭС специалистов с осколков СССР -> 0206 Быть или не быть АЭС Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Знать. Уметь. Предвидеть. Работать с Атомом без права на риск.


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS