Мы думаем о Настоящем, Прошлом и Будущем
Список форумов Форум АЭС специалистов с  осколков СССР

Форум АЭС специалистов с осколков СССР

АЭС проблемы из первых рук Операторы. Техники. Исследователи О радиации. Надёжности. Прошлом и Будущем
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Прикованный к атомной галере имеет право знать правду о пробоинах в Корабле Предупредить, когда увидел рифы, почувствовал приближение бури
Где и как делают атомные реакторы

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум АЭС специалистов с осколков СССР -> 1106 Реакторы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
NPP
Site Admin

   

Зарегистрирован: 17.10.2012
Сообщения: 381

СообщениеДобавлено: Пт Янв 11, 2019 9:44 pm    Заголовок сообщения: Где и как делают атомные реакторы Ответить с цитатой



URL:

Где и как делают атомные реакторы



© ic.pics.livejournal.com

Фоторепортаж с «Атоммаша» — гордости Росатома — гигантского производства,
где делают корпуса одних из самых востребованных ядерных реакторов для атомных электростанций:
ВВЭР-1000 И ВВЭР-1200.

«Атоммаш» располагается в Ростовской области неподалеку от города Волгодонск, входит в структуру «Атомэнергомаша» — машиностроительного дивизиона «Росатома».

У проходной привлекает внимание оригинальный монумент из корпуса реактора ВВЭР-1000.

Для его создания использован один из трех реальных корпусов реактора ВВЭР-1000, оставшихся невостребованными после резкого сокращения объемов строительства новых энергоблоков АЭС
в СССР после Чернобыля.

Сегодня использовать их на строящихся станциях уже невозможно, поэтому пригодился как памятник.


На входе всех сотрудников и гостей ждут турникеты и рамки металлоискателей,

а еще раньше «трубки» — алкотестеры, в которые каждый должен дунуть
и дождаться зеленого сигнала чтобы пройти на производство.



© ic.pics.livejournal.com

Поскольку с компонентами ядерного топлива тут не работают, то процедура досмотра на входе и выходе значительно проще чем на АЭС,

но всю фото-видеотехнику пропускали только по списку и со сверкой серийных номеров.

На проходной привлек внимание контейнер для сбора химически опасных бытовых предметов:
люминесцентных ламп и батареек.

«Росатом» всячески подчеркивает экологическую чистоту своей деятельности,
и это выражается не только в пиаре, но и во вполне полезных малых делах.


Каждый рабочий и посетитель должны иметь при себе средства

Для многих сотрудников и гостей-блогеров каска заменяется «каскеткой» — бейсболкой с плотным пластиковым каркасом внутри.

Масса изготавливаемой продукции на заводе исчисляется десятками тонн,
и такая каскетка защищает от случайного удара головой о какую-нибудь балку так же эффективно как обычная каска,
а от многотонного реактора и каска не поможет.

Первый пункт экскурсии — музей.

Здесь самый интересный экспонат — макет предприятия. Сотрудник музея не без гордости показывает масштабы предприятия.




© ic.pics.livejournal.com

Хотя некоторые здания из проекта так и не построили (на макете они отмечены красными метками), но если сравнить со снимком из космоса — основную часть производственных площадей воплотить успели.



© ic.pics.livejournal.com

«Атоммаш» еще под названием ВЗТМ
начали строить в 1974 году.

Он стал одной из важнейших строек Советского Союза того времени, которая должна была справиться с нехваткой электроэнергии у растущей экономики социалистического государства.

Тогда мыслили и планировали в масштабах десятилетий, и уже вначале 70-х знали,
что в 80-х понадобится энергия, которую надеялись получить из атома.




© ic.pics.livejournal.com

Производственные цеха «Атоммаша» создавались по обратному принципу.

Не сначала коробка, а потом оборудование, а сначала оборудование,
во временных павильонах,

которое располагали согласно планируемым технологическим операциям,
а только потом — капитальные стены цехов.

Результатом такого строительства можно считать неравномерную высоту крыши главного цеха,
которая соответствует стоящему внутри оборудованию.




© ic.pics.livejournal.com
Характерно, что практически все тяжелые станки на заводе — иностранные.
Пресс — японский IHI,
немецкие карусельные станки — Dorries,
встречались еще шведские (ESAB)
и итальянские (BREDA) названия.




© ic.pics.livejournal.com

Японский пресс — отдельная гордость завода.
В музее можно посмотреть действующую модель пресса.

Говорят, ее подарили в качестве компенсации за несоблюдение сроков поставки и монтажа настоящего станка.




© ic.pics.livejournal.com

Другие модели лучше показывают, какие изделия производятся сейчас, и как они используются в атомной энергетике.

Ядерный реактор ВВЭР-1000





© ic.pics.livejournal.com




© ic.pics.livejournal.com

Парогенератор реакторной установки




© ic.pics.livejournal.com

С 80-х на заводе производились атомные реакторы ВВЭР-1000.

Чернобыльская авария перечеркнула атомное будущее советской энергетики.

В 1986 году заказы на продукцию для Минсредмаша практически прекратились,

и заводу пришлось перепрофилироваться.

Все усугубили 90-е годы, которые оказались тяжелым ударом и для всей страны.

Зато удалось немного поработать и на космос.

Оказывается «Атоммаш» произвел подъемник ракеты для проекта «Морской старт».




© ic.pics.livejournal.com

Вообще специализация «Атоммаша», кроме оборудования для АЭС — производство крупногогабаритных
и тяжелых металлических изделий.

Завод работает и для науки — делал элементы токамака Т-15 для Курчатовского института,

и для неядерной энергетики — газовые турбины, и для нефтянки — оборудование для нефтеперерабатывающих заводов.

Возвращение в атомную семью произошло сравнительно недавно — в 2009 году,
когда «Атоммаш» стал частью «Росатома».

Сейчас здесь делают реакторы ВВЭР-1200.

Первые изделия уже поставлены на Белорусскую АЭС.





© ic.pics.livejournal.com

Как только глаза адаптировались к сумраку заводского цеха, всё внимание привлек гигантский пресс.




© ic.pics.livejournal.com

Высота этого пролета заводского цеха — 40 метров. Высота пресса — немногим меньше — с пятиэтажный дом или выше.

Создаваемое усилие — 15 тыс тонн.



© ic.pics.livejournal.com

Пресс используют для горячей обработки металлических изделий.

Неподалеку — печи для нагрева заготовок до 1200 градусов, но саму работу пресса с горячим металлом,
к сожалению, увидеть не удалось.

В соседнем пролете сложена оснастка пресса, покоробленная высокой температурой заготовок.




© ic.pics.livejournal.com

Реакторы и парогенераторы имеют наборные корпуса из нескольких сегментов, которые свариваются аргоновой сваркой.




© ic.pics.livejournal.com




© ic.pics.livejournal.com

После нагрева и прессования изделия расходятся в зависимости от назначения, и в этот пролет возвращаются уже в готовом виде для отжига и прохождения испытаний.

Нагрев, прессование, сварка, расточка, приводят к тому, что у заготовки накапливаются внутренние напряжения, и их требуется снять при помощи отжига — нагрева до 650 градусов и постепенного остужения заготовки вместе с печью. Печи для отжига также гигантские: проем 8?8 метров.




© ic.pics.livejournal.com
Поскольку мы не застали печи в работе, то удалось не только заглянуть внутрь, но и забраться и посмотреть наружу глазами свежеотожженного реактора или парогенератора.




© ic.pics.livejournal.com
После отжига изделие ожидает еще испытание водой и «рентгеновскими трубами». Рентгеновская камера для просвечивания и поиска внутренних дефектов издалека привлекает внимание предупреждающим оранжевым цветом.




© ic.pics.livejournal.com
Она такая же огромная как и печь, но добавляется еще четырехметровая железобетонная дверь, чтобы рентген не воздействовал на персонал.



© ic.pics.livejournal.com
Для привода монументальной двери на рельсовом ходу используется цепная передача.



© ic.pics.livejournal.com
Даже если рентген покажет полную готовность реактора, его просто так не отпустят. Впереди еще испытание водой.



© ic.pics.livejournal.com
Для подтверждения готовности, реактор накачают водой под давлением 250 атмосфер, хотя рабочее давление у него 160 атмосфер.

И только после всех процедур, «Атоммаш» ручается за свою продукцию и отправляет заказчикам.



© ic.pics.livejournal.com
Вообще, там всё гигантское. Даже не верится, что такое тяжелое оборудование нужно для извлечения энергии из таких маленьких атомов. Даже кран-балки движутся по двум уровням и имеют разную грузоподъемность.


Работа с парогенераторами требует более ювелирной работы, т.к. снаружи и внутри множество элементов. С ними работают в соседнем пролете цеха.

















© ic.pics.livejournal.com



© ic.pics.livejournal.com



© ic.pics.livejournal.com
Здесь меньше тяжелого оборудования, больше станков и больше рабочих.



© ic.pics.livejournal.com
Больше сварки и больше шлифовки.



© ic.pics.livejournal.com



© ic.pics.livejournal.com



© ic.pics.livejournal.com



© ic.pics.livejournal.com
Здесь довелось наблюдать одну операцию — кантовку, т. е. поворот детали на 90 градусов. Два стропальщика, крановщица, кран-балка на 125 тонн, и приспособление-кантователь требуется чтобы за 5 минут повернуть на бок 45-тонный кусок стали.



© ic.pics.livejournal.com



© ic.pics.livejournal.com



© ic.pics.livejournal.com



© ic.pics.livejournal.com
Неподалеку — проходит обработку корпус экспериментального реактора МБИР, который должен приблизить светлое будущее ядерной энергетики на быстрых нейтронах.

Ожидается, что эти реакторы будут безопаснее, и экологически чище, поскольку в качестве топлива там можно использовать отходы современных ядерных реакторов и оружейный плутоний.











© ic.pics.livejournal.com
В этом же пролете цеха есть отдельная рентгеновская камера — для парогенераторов.




© ic.pics.livejournal.com
По ее масштабам видно, что излучение там не столь интенсивно как для «просвещения» реакторов, но предупреждение обязательно.



© ic.pics.livejournal.com
Любопытно, что рядом, практически через стенку — конструкторско-административная часть, чтобы разработчики техники находились в постоянном контакте с производственной частью.

Вообще «Росатом» уделяет большое внимание оптимизации труда и повышению эффективности.

На примере теплообменных трубок, которыми заполняют парогенераторы, нам объясняли как работает производственная система «Росатома».





© ic.pics.livejournal.com

Раньше на подготовку изделия уходило 600 с лишним дней. После оптимизации — 21 день. И там нет никаких волшебных средств, просто тщательный анализ всех операций и поиск наиболее оптимального варианта на каждом этапе работы.

Такой подход выражается во многом.
Например участки для передвижения по цеху размечены для удобства как пешего передвижения, так и для транспорта.




© ic.pics.livejournal.com

Внутри ездят на велосипедах, электрокарах и используют тяжелые транспортеры для перемещения грузов между пролетами.










Разные участки цеха отмечены разным цветом: зеленый наименее опасный, тут можно ходить в каске. Переход на красный требует повышенного внимания, и ношения очков для защиты глаз.



© ic.pics.livejournal.com
Для телефонного общения также есть отдельное место.










Cool
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум АЭС специалистов с осколков СССР -> 1106 Реакторы Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Знать. Уметь. Предвидеть. Работать с Атомом без права на риск.


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS