12 ноября 1960 года в состав советского Военно-морского флота был передан первый в СССР атомный подводный ракетоносец — подлодка К-19,
головная субмарина проекта 658.
Она стала первой советской подводной лодкой с баллистическими ракетами на борту
и атомной энергетической установкой
и самой знаменитой отечественной субмариной.
Лодка с драматичной судьбой положила начало строительству атомных подводных ракетоносцев — ключевого элемента стратегических ядерных сил России.
К созданию проекта 658 советские кораблестроители из Центрального конструкторского бюро №18 (ЦКБ-18, нынешнее ЦКБ «Рубин»)
подошли, имея за плечами, с одной стороны,
опыт постройки первых отечественных атомных подводных лодок (АПЛ) типа «Ленинский комсомол» (проект 627 и 627А, «Кит»),
с другой — первых дизель-электрических подлодок с баллистическими ракетами на борту.
Лодка проекта 658 предназначалась для нанесения ударов баллистическими ракетами с ядерными зарядами
по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории противника.
Wikimedia
Главным конструктором проекта был утвержден будущий академик и дважды Герой Социалистического Труда 37-летний Сергей Ковалев, который в конце 1940-х входил в группу советских специалистов, изучавших в Германии достижения немецких кораблестроителей.
Работа над проектом началась в августе 1956 года, а уже 12 ноября 1960-го был подписан приемный акт на головную подлодку серии К-19.
Быстрые решения
Субмарина 658-го проекта представляла собой подводную лодку двухкорпусного типа (внешний «прочный» корпус
и внутренний «легкий»), состоящую из десяти отсеков.
Длина корпуса — 114 м, ширина — 9,2 м.
Водоизмещение — около 4030 тонн.
В отличие от первых советских атомных подлодок проекта 627, имевших скругленную эллипсовидную форму носа,
проект 658 получил заостренные обводы носовой оконечности.
Такое решение было принято для улучшения мореходных качеств К-19 в надводном положении.
Изначально предполагалось, что старт баллистических ракет будет производиться только в надводном положении.
Прочный корпус делился поперечными переборками на десять отсеков:
1-й — торпедный, 2-й — аккумуляторный, 3-й — центральный пост, 4-й — ракетный,
Как и в первых советских атомных подлодках, главная энергоустановка К-19 имела мощность 35 тыс. л.с. и
включала в себя два водо-водяных реактора ВМ-А мощностью 70 мВт с турбогенераторами,
вращавшими два двигательных агрегата.
Кроме того, у новой субмарины было два электродвигателя «подкрадывания»
по 450 л.с. каждый и два дизель-генератора.
При 80% мощности обеих паропроизводящих установок корабля в подводном положении максимальная скорость субмарины составляла
около 24 узлов (44 км/ч).
На такой скорости дальность плавания достигала около 28 тыс. миль (до 50 тыс. км).
При стопроцентной нагрузке силового агрегата можно было развить скорость около 26 узлов (46 км/ч).
Автономность подлодки составляла 50 суток непрерывного пребывания в море без пополнения судовых запасов масла, топлива, провизии, пресной и дистиллированной воды.
Ракетное оружие состояло из трех баллистических ракет Р-13 с надводным стартом,
размещенных в вертикальных шахтах.
Такие же жидкостные ракеты, разработанные специальным конструкторским бюро №385 (СКБ-385) в Златоусте Челябинской области
под руководством конструктора Виктора Макеева, стояли на первых советских подводных ракетоносцах
— дизель-электрических субмаринах проекта 629.
Ограниченная ширина корпуса и солидные габариты 14-тонных ракет и их стартовых устройств сделали возможной установку ракетных шахт только в один ряд.
Каждая из трех ракет оснащалась полуторатонной ядерной боевой частью мощностью 1 Мгт
(примерно в 50 раз мощнее бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки) и могла доставить ее на расстояние до 600 км от места пуска с отклонением до 4 км.
В целях обеспечения пожарной безопасности ракеты хранились заправленными только окислителем — АК-27И (раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте), а непосредственно топливо ТГ-02 размещалось в специальной емкости, вне прочного корпуса и отдельно для каждой ракеты. Оно подавалось на изделие перед стартом. Пуск трех ракет занимал 12 минут после всплытия лодки.
«Самая страшная ракета Путина»
Западные таблоиды взволновало первое изображение новой российской межконтинентальной баллистической ракеты РС-28 «Сармат». Перспективная... >
Торпедное вооружение подлодки состояло из четырех носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов (в боекомплект входило 16 торпед) и двух малогабаритных 400-миллиметровых кормовых (6 торпед). Последние предназначались для самообороны и ведения огня противолодочными торпедами на глубине до 250 м, 533-миллиметровые торпеды могли использоваться на глубине до 100 м.
Необходимость всплытия для пуска ракет и, следовательно, автоматической демаскировки подлодки существенно снижала боевую устойчивость ракетоносца, поэтому при модернизации атомной подводной лодки по проекту 658М была предусмотрена установка трех пусковых установок СМ-87-1 и ракет Р-21 с подводным стартом.
Одноступенчатая жидкостная 20-тонная ракета Р-21 могла взлететь из-под воды
и доставить боевой блок на дальность 1400 км с отклонением в 3 км.
По условиям прочности ракет и точности их попадания старт мог осуществляться лишь в узком диапазоне глубин — «стартовом коридоре».
Пуск ракет Р-21 осуществлялся с глубины 40–60 м от донного среза ракеты при скорости лодки до 2–4 узлов (4–7 км/ч)
и волнении моря до 5 баллов.
Время предстартовой подготовки первой ракеты к пуску занимало около 30 минут.
Время стрельбы тремя ракетами — не более 10 минут.
При этом воздействие импульсов, возникающих во время старта ракет, приводило к всплытию подлодки на 16 м,
что не позволяло в короткий срок привести ее на исходную глубину для старта следующей ракеты.
Комплекс специальных средств, удерживающих субмарину в нужном диапазоне глубин, получил название «системы одержания».
Перед подводным пуском ракет шахты К-19 заливались водой,
а для ликвидации разбаланса на лодке использовались специальные балластные цистерны с системой перекачки воды.
После выхода ракет из шахт необходимо было принять около 15 кубометров воды в «уравнительную цистерну».
Специальный навигационный комплекс «Сигма-658» отслеживал курс, углы бортовой и килевой качки, производил расчет скорости лодки и обеспечивал непрерывный расчет текущих координат. Во время предстартовой подготовки ракет эти данные передавались на вычислительные приборы, которые учитывали поправки на вращение Земли и наводили ракету на заданную цель.
Строились первые советские ракетные атомоходы на заводе в Северодвинске.
Головную лодку 658-го проекта К-19 заложили 17 октября 1958 года.
На воду она была спущена 8 апреля 1959-го, а в строй вступила через полтора года.
В 1961 году Северный флот пополнился атомным ракетоносцем К-33, в 1962-м — К-55 и К-40,
в 1963-м — К-16 и К-145, а
в 1964 году — К-149 и К-176.
Таким образом, за шесть лет была реализована программа строительства серии из восьми атомных субмарин,
которые несли в общей сложности 24 баллистические ракеты с ядерными боевыми частями.
Первая и последняя К-19
Служба первого отечественного ракетного атомохода — К-19 — началась в конце 1960 года.
В 1961-м подводная лодка вовсю отрабатывала задачи боевой подготовки:
сделала три выхода в море, прошла под водой 5892 мили (11 тыс. км), над водой — 529 миль (980 км).
3 июля 1961 года в 4.00 утра на ашла авария правого ретомоходе в подводном положении произоактора.
К-19 всплыла в надводное положение и продолжила движение при работе главного турбозубчатого агрегата левого борта.
В результате разгерметизации первого контура реактора возник мощный радиационный фон во всех отсеках.
Во время борьбы за жизнь подлодки тяжелые дозы облучения получили и погибли 30 человек (15 – через несколько часов, девять — через несколько дней, шестеро — в течение года).
Подошедшим дизель-электрическим подлодкам и надводным кораблям удалось эвакуировать членов экипажа и отбуксировать субмарину в Западную Лицу.
В постсоветское время инцидент стал широко известен, были опубликованы воспоминания участников событий,
а в 2002 году был снят художественный фильм «К-19» с Харрисоном Фордом в роли капитана советской лодки.
В 2006 году экс-президент СССР Михаил Горбачев выдвинул экипаж подлодки на Нобелевскую премию мира, настаивая на том, что героические действия экипажа спасли мир от страшной катастрофы и даже возможной ядерной войны:
если бы погибшие моряки не предотвратили взрыв реактора, в США могли принять инцидент за попытку атаки своей военно-морской базы в этом районе.
После аварии лодка получила у моряков зловещее прозвище «Хиросима», но после ремонта продолжила службу.
Проблему растрескивания трубок первого контура на АПЛ решили заменой нержавеющей стали на титан.
К-19 у моряков-подводников считалась невезучим кораблем.
Несчастные случаи происходили с ней регулярно.
15 ноября 1969 года атомоход столкнулся в Баренцевом море с американской атомной подлодкой SSN-615 Gato,
которая пыталась вести скрытное слежение за советской субмариной.
Оба корабля получили повреждения.
24 февраля 1972 года, когда лодка находилась в 1300 км северо-восточнее острова Ньюфаундленд, на борту «Хиросимы» вспыхнул пожар, в котором погибли 28 членов экипажа в 5-м, 8-м и 9-м отсеках.
При этом служба других подлодок 658-го проекта проходила благополучно.
К-115 в 1963 году совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский, за шесть суток пройдя подо льдами 1,6 тыс. миль
(3 тыс. км).
В 1968 году подледный переход повторила К-55, уже с ядерным оружием на борту.
Несмотря на высокую шумность и другие недостатки, подлодки проекта 658М оставались в строю в 1970-е годы,
патрулируя океан в непосредственной близости от американского побережья,
и обеспечивали минимальное подлетное время своих ракет.
Это затрудняло для США меры противодействия ракетному удару,
но одновременно делало возвращение атомоходов к родным берегам после выполнения задачи очень проблематичным.
«Булава» не долетела до цели
27 сентября во время проверки боеготовности флота атомная подлодка «Юрий Долгорукий» выполнила залп двумя ракетами «Булава»
в Белом море. Одна из них... >
Служба последних атомных подлодок проекта 658М в составе Северного флота продолжалась до конца существования СССР.
К-16, К-33, К-40 и К-149 были списаны в 1988–1990 годах.
Они находились в отстое в Оленьей губе и Гремихе.
Последней в 1991 году военно-морской флаг спустила как раз головная подлодка серии К-19.
Первый ракетный атомоход советского производства по сравнению с аналогичным американским кораблем типа «Джордж Вашингтон»
обладал более высокими скоростями надводного и подводного хода, лучшей боевой живучестью,
увеличенной глубиной погружения, однако уступал «американцу» по уровню скрытности и характеристикам информационных средств.
Проект 658 весьма существенно проигрывал кораблю ВМС США по отношению тоннажа корабля к массе ракетного вооружения.
Если на «Джордже Вашингтоне» на каждую тонну ракеты «Поларис» А-1 приходилось чуть больше 30 тонн водоизмещения субмарины,
то на лодке советского производства эта величина увеличивалась практически до 130 тонн.
_________________ R-Bom
Последний раз редактировалось: Rosenbom (Вс Авг 12, 2018 1:27 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
12 ноября 1960 года в состав советского Военно-морского флота был передан первый в СССР атомный подводный ракетоносец — подлодка К-19,
головная субмарина проекта 658. Она стала первой советской подводной лодкой с баллистическими ракетами на борту и атомной энергетической установкой
и самой знаменитой отечественной субмариной.
Лодка с драматичной судьбой положила начало строительству атомных подводных ракетоносцев — ключевого элемента стратегических ядерных сил России.
К созданию проекта 658 советские кораблестроители из Центрального конструкторского бюро №18 (ЦКБ-18, нынешнее ЦКБ «Рубин»)
подошли, имея за плечами, с одной стороны,
опыт постройки первых отечественных атомных подводных лодок (АПЛ) типа «Ленинский комсомол» (проект 627 и 627А, «Кит»),
с другой — первых дизель-электрических подлодок с баллистическими ракетами на борту.
Лодка проекта 658 предназначалась для нанесения ударов баллистическими ракетами с ядерными зарядами
по военно-морским базам, портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье и в глубине территории противника.
Wikimedia
Главным конструктором проекта был утвержден будущий академик и дважды Герой Социалистического Труда 37-летний Сергей Ковалев, который в конце 1940-х входил в группу советских специалистов, изучавших в Германии достижения немецких кораблестроителей.
Работа над проектом началась в августе 1956 года, а уже 12 ноября 1960-го был подписан приемный акт на головную подлодку серии К-19.
Быстрые решения
Субмарина 658-го проекта представляла собой подводную лодку двухкорпусного типа (внешний «прочный» корпус
и внутренний «легкий»), состоящую из десяти отсеков.
Длина корпуса — 114 м, ширина — 9,2 м.
Водоизмещение — около 4030 тонн.
В отличие от первых советских атомных подлодок проекта 627, имевших скругленную эллипсовидную форму носа,
проект 658 получил заостренные обводы носовой оконечности.
Такое решение было принято для улучшения мореходных качеств К-19 в надводном положении.
Изначально предполагалось, что старт баллистических ракет будет производиться только в надводном положении.
Прочный корпус делился поперечными переборками на десять отсеков:
1-й — торпедный, 2-й — аккумуляторный, 3-й — центральный пост, 4-й — ракетный,
Как и в первых советских атомных подлодках, главная энергоустановка К-19 имела мощность 35 тыс. л.с. и
включала в себя два водо-водяных реактора ВМ-А мощностью 70 мВт с турбогенераторами,
вращавшими два двигательных агрегата.
Кроме того, у новой субмарины было два электродвигателя «подкрадывания»
по 450 л.с. каждый и два дизель-генератора.
При 80% мощности обеих паропроизводящих установок корабля в подводном положении максимальная скорость субмарины составляла
около 24 узлов (44 км/ч).
На такой скорости дальность плавания достигала около 28 тыс. миль (до 50 тыс. км).
При стопроцентной нагрузке силового агрегата можно было развить скорость около 26 узлов (46 км/ч).
Автономность подлодки составляла 50 суток непрерывного пребывания в море без пополнения судовых запасов масла, топлива, провизии, пресной и дистиллированной воды.
Ракетное оружие состояло из трех баллистических ракет Р-13 с надводным стартом,
размещенных в вертикальных шахтах.
Такие же жидкостные ракеты, разработанные специальным конструкторским бюро №385 (СКБ-385) в Златоусте Челябинской области
под руководством конструктора Виктора Макеева, стояли на первых советских подводных ракетоносцах
— дизель-электрических субмаринах проекта 629.
Ограниченная ширина корпуса и солидные габариты 14-тонных ракет и их стартовых устройств сделали возможной установку ракетных шахт только в один ряд.
Каждая из трех ракет оснащалась полуторатонной ядерной боевой частью мощностью 1 Мгт
(примерно в 50 раз мощнее бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки) и могла доставить ее на расстояние до 600 км от места пуска с отклонением до 4 км.
В целях обеспечения пожарной безопасности ракеты хранились заправленными только окислителем — АК-27И (раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте), а непосредственно топливо ТГ-02 размещалось в специальной емкости, вне прочного корпуса и отдельно для каждой ракеты. Оно подавалось на изделие перед стартом. Пуск трех ракет занимал 12 минут после всплытия лодки.
«Самая страшная ракета Путина»
Западные таблоиды взволновало первое изображение новой российской межконтинентальной баллистической ракеты РС-28 «Сармат». Перспективная... >
Торпедное вооружение подлодки состояло из четырех носовых 533-миллиметровых торпедных аппаратов (в боекомплект входило 16 торпед) и двух малогабаритных 400-миллиметровых кормовых (6 торпед). Последние предназначались для самообороны и ведения огня противолодочными торпедами на глубине до 250 м, 533-миллиметровые торпеды могли использоваться на глубине до 100 м.
Необходимость всплытия для пуска ракет и, следовательно, автоматической демаскировки подлодки существенно снижала боевую устойчивость ракетоносца, поэтому при модернизации атомной подводной лодки по проекту 658М была предусмотрена установка трех пусковых установок СМ-87-1 и ракет Р-21 с подводным стартом.
Одноступенчатая жидкостная 20-тонная ракета Р-21 могла взлететь из-под воды
и доставить боевой блок на дальность 1400 км с отклонением в 3 км.
По условиям прочности ракет и точности их попадания старт мог осуществляться лишь в узком диапазоне глубин — «стартовом коридоре».
Пуск ракет Р-21 осуществлялся с глубины 40–60 м от донного среза ракеты при скорости лодки до 2–4 узлов (4–7 км/ч)
и волнении моря до 5 баллов.
Время предстартовой подготовки первой ракеты к пуску занимало около 30 минут.
Время стрельбы тремя ракетами — не более 10 минут.
При этом воздействие импульсов, возникающих во время старта ракет, приводило к всплытию подлодки на 16 м,
что не позволяло в короткий срок привести ее на исходную глубину для старта следующей ракеты.
Комплекс специальных средств, удерживающих субмарину в нужном диапазоне глубин, получил название «системы одержания».
Перед подводным пуском ракет шахты К-19 заливались водой,
а для ликвидации разбаланса на лодке использовались специальные балластные цистерны с системой перекачки воды.
После выхода ракет из шахт необходимо было принять около 15 кубометров воды в «уравнительную цистерну».
Специальный навигационный комплекс «Сигма-658» отслеживал курс, углы бортовой и килевой качки, производил расчет скорости лодки и обеспечивал непрерывный расчет текущих координат. Во время предстартовой подготовки ракет эти данные передавались на вычислительные приборы, которые учитывали поправки на вращение Земли и наводили ракету на заданную цель.
Строились первые советские ракетные атомоходы на заводе в Северодвинске.
Головную лодку 658-го проекта К-19 заложили 17 октября 1958 года.
На воду она была спущена 8 апреля 1959-го, а в строй вступила через полтора года.
В 1961 году Северный флот пополнился атомным ракетоносцем К-33, в 1962-м — К-55 и К-40,
в 1963-м — К-16 и К-145, а
в 1964 году — К-149 и К-176.
Таким образом, за шесть лет была реализована программа строительства серии из восьми атомных субмарин,
которые несли в общей сложности 24 баллистические ракеты с ядерными боевыми частями.
Первая и последняя К-19
Служба первого отечественного ракетного атомохода — К-19 — началась в конце 1960 года.
В 1961-м подводная лодка вовсю отрабатывала задачи боевой подготовки:
сделала три выхода в море, прошла под водой 5892 мили (11 тыс. км), над водой — 529 миль (980 км).
3 июля 1961 года в 4.00 утра на ашла авария правого ретомоходе в подводном положении произоактора.
К-19 всплыла в надводное положение и продолжила движение при работе главного турбозубчатого агрегата левого борта.
В результате разгерметизации первого контура реактора возник мощный радиационный фон во всех отсеках.
Во время борьбы за жизнь подлодки тяжелые дозы облучения получили и погибли 30 человек (15 – через несколько часов, девять — через несколько дней, шестеро — в течение года).
Подошедшим дизель-электрическим подлодкам и надводным кораблям удалось эвакуировать членов экипажа и отбуксировать субмарину в Западную Лицу.
В постсоветское время инцидент стал широко известен, были опубликованы воспоминания участников событий,
а в 2002 году был снят художественный фильм «К-19» с Харрисоном Фордом в роли капитана советской лодки.
В 2006 году экс-президент СССР Михаил Горбачев выдвинул экипаж подлодки на Нобелевскую премию мира, настаивая на том, что героические действия экипажа спасли мир от страшной катастрофы и даже возможной ядерной войны:
если бы погибшие моряки не предотвратили взрыв реактора, в США могли принять инцидент за попытку атаки своей военно-морской базы в этом районе.
После аварии лодка получила у моряков зловещее прозвище «Хиросима», но после ремонта продолжила службу.
Проблему растрескивания трубок первого контура на АПЛ решили заменой нержавеющей стали на титан.
К-19 у моряков-подводников считалась невезучим кораблем.
Несчастные случаи происходили с ней регулярно.
15 ноября 1969 года атомоход столкнулся в Баренцевом море с американской атомной подлодкой SSN-615 Gato,
которая пыталась вести скрытное слежение за советской субмариной.
Оба корабля получили повреждения.
24 февраля 1972 года, когда лодка находилась в 1300 км северо-восточнее острова Ньюфаундленд, на борту «Хиросимы» вспыхнул пожар, в котором погибли 28 членов экипажа в 5-м, 8-м и 9-м отсеках.
При этом служба других подлодок 658-го проекта проходила благополучно.
К-115 в 1963 году совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский, за шесть суток пройдя подо льдами 1,6 тыс. миль
(3 тыс. км).
В 1968 году подледный переход повторила К-55, уже с ядерным оружием на борту.
Несмотря на высокую шумность и другие недостатки, подлодки проекта 658М оставались в строю в 1970-е годы,
патрулируя океан в непосредственной близости от американского побережья,
и обеспечивали минимальное подлетное время своих ракет.
Это затрудняло для США меры противодействия ракетному удару,
но одновременно делало возвращение атомоходов к родным берегам после выполнения задачи очень проблематичным.
«Булава» не долетела до цели
27 сентября во время проверки боеготовности флота атомная подлодка «Юрий Долгорукий» выполнила залп двумя ракетами «Булава»
в Белом море. Одна из них... >
Служба последних атомных подлодок проекта 658М в составе Северного флота продолжалась до конца существования СССР.
К-16, К-33, К-40 и К-149 были списаны в 1988–1990 годах.
Они находились в отстое в Оленьей губе и Гремихе.
Последней в 1991 году военно-морской флаг спустила как раз головная подлодка серии К-19.
Первый ракетный атомоход советского производства по сравнению с аналогичным американским кораблем типа «Джордж Вашингтон»
обладал более высокими скоростями надводного и подводного хода, лучшей боевой живучестью,
увеличенной глубиной погружения, однако уступал «американцу» по уровню скрытности и характеристикам информационных средств.
Проект 658 весьма существенно проигрывал кораблю ВМС США по отношению тоннажа корабля к массе ракетного вооружения.
Если на «Джордже Вашингтоне» на каждую тонну ракеты «Поларис» А-1 приходилось чуть больше 30 тонн водоизмещения субмарины,
то на лодке советского производства эта величина увеличивалась практически до 130 тонн.
Ценой своей жизни.
Как моряки подлодки К-19 спасли мир от катастрофы
Евгений Норин/
1961год запомнился человечеству множеством событий
выход человечества в космос,
противостояние сверхдержав,
сразу несколько шедевров мировой литературы…
Однако на очень долгое время осталось неизвестным зловещее событие, которое чуть не превратилось в катастрофу всемирного значения.
В июле 1961 советская подводная лодка К-19 прошла на волосок от гибели – и атомной аварии громадного масштаба.
Подводную лодку К-19 заложили в Северодвинске в 1958 году.
Она принадлежала к лодкам "проекта 658". Эти атомные подводные ракетоносцы стали детищем Холодной войны:
стране требовались носители баллистических ракет, чтобы уравновесить аналогичные американские разработки.
Новая АПЛ несла три баллистических ракеты с ядерной боевой частью
и обладала достаточной автономностью, чтобы выполнять задачи в любой точке планеты.
При спуске со стапелей бутылка шампанского, которую по традиции бьют о борт, не разбилась с первого раза.
К морским суевериям стоит относиться с долей здорового скепсиса, но приходится признать, что за недобрым предзнаменованием последовало множество настоящих аварий.
Впрочем, тут приходится винить не столько злую судьбу, сколько торопливость при постройке.
Лодку строили в три смены, практически без перерывов.
Рекордные сроки ввода в строй на практике означали еще и неизбежную неряшливость при постройке.
Первые неприятности начались еще на этом этапе: из-за пожара сильно обгорели двое рабочих.
Во время первого же пуска реактора случайно превысили допустимый уровень давления в реакторе.
Обошлось без катастрофы, но эту историю замели под коврик.
Ради тщательной диагонстики проблем реактора пришлось бы срывать все сроки.
К тому же, реактор получил во время испытаний новые повреждения.
Как бы то ни было, лодку ввели в состав флота и укомплектовали экипажем.
Командиром субмарины стал Николай Затеев, командовавший подводными кораблями с 1954 года.
Первым заданием К-19 стало участие во флотских учениях
"Полярный круг".
Она должна была проскользнуть через заслон советских же субмарин на путях ее движения, всплыть и отстреляться по полигону.
В районе Шпицбергена ее должны были условно перехватить дизельные подлодки.
18 июня субмарина вышла с базы в Западной Лице, и двинулась в Атлантический океан.
Ночь 4 июля 1961 года застала К-19 в 70 милях от острова Ян-Майен.
Это клочок суши, затерянный между Норвежским и Гренландским морями.
Восле четырех часов утра вахтенный обнаружил резкое падение давления воды в одном из двух ядерных реакторов.
Впоследствии выяснилось, что на одном из датчиков давления возникла течь.
Государственная комиссия установит, что это произошло из-за нарушения технологии сварочных работ при постройке лодки.
Чем было чревато происходящее?
Реактор работает нормально за счет непрерывной подачи воды к активной зоне реактора.
При ее отсутствии реактор стремительно перегревается и разрушается.
Система охлаждения реактора вышла из строя.
Из-за утечки воды заклинило циркуляционные насосы.
Активная зона реактора быстро и неконтролируемо разогревалась.
К-19 оказалась в ситуации, хуже которой сложно что-то придумать:
работает только один реактор из двух,
второй разрушается буквально на глазах,
помощи нет и в любом случае она не сможет успеть прежде, чем произойдет катастрофа.
В случае разрушения реактора погибал экипаж,
а мир ждала громадная катастрофа: радиоактивные элементы утекли бы прямо в океанские воды.
На субмарине объявили о радиационной опасности.
Офицеры собрались на короткое совещание.
После обмена мнениями капитан Затеев и команда пошли на крайние меры.
Один из старших офицеров, капитан 3-го ранга Юрий Повстьев предложил заливать водой активную зону аварийного реактора.
Для этого моряки решили попытаться соорудить нештатную систему охлаждения своими силами.
Затея сама по себе рискованная, но вдобавок, требовавшая, чтобы члены команды работали в зоне действия радиации.
Позднее дублирующая система охлаждения станет стандартом, но на К-19 ее пришлось устраивать впервые.
Из средств защиты у моряков были только противогазы.
"Мы оказались просто психи!" — замечал позднее Затеев.
В течение часа шла подготовка: субмарина всплывала, готовили сварочный аппарат и генератор.
Затем люди пошли в реакторный отсек.
Входящих встречало голубоватое сияние — это светился от радиации водород.
Вскоре водород начал спонтанно возгораться — однако огнетушители были приготовлены заранее, так что начавшийся было пожар быстро сбили.
Матросы и офицеры работали в облаках удушливого пара.
Люди получали убойные дозы радиации и превращались в развалины буквально на глазах.
Старшему аварийной команды, лейтенанту Борису Корчилову, было 23 года,
выполнять наиболее опасную работу в реакторном отсеке он вызвался сам.
Сохранился диалог между ним и Затеевым:
"Ты знаешь, на что идешь? — Да, товарищ командир
— Ну, так с Богом".
За свое мужество Корчилов заплатил самую высокую цену.
Когда он вышел из отсека и сорвал противогаз, его тут же начало рвать.
Несколько человек быстро повалились с ног с симптомами лучевой болезни.
Повстьев, предложивший план спасения лодки и руководивший монтажом трубопровода, сам получил тяжелое отравление.
Смертельные дозы получили еще несколько моряков.
Своей жизнью они купили победу над собственным реактором.
Через полтора часа после начала работы аварийная система охлаждения начала функционировать.
Некоторые члены экипажа потеряли голову от ужаса.
От Затеева требовали затопить лодку и эвакуироваться на Ян-Майен.
Затеев сумел успокоить паникующих, но велел утопить в море большую часть имевшегося на борту стрелкового оружия,
оставив только пять стволов для себя и старших офицеров.
Вскоре у Затеева возникла еще одна проблема: на этот раз дала течь смонтированная система охлаждения. Еще три моряка ушли в реакторный отсек, но им удалось быстро заварить пробоину.
К-19 все же не была одна во Вселенной.
Сообщение об аварии реактора приняла другая субмарина — дизельная С-270 капитана Жана Свербилова..
Свербилов оказался самостоятельным и решительным командиром. Приняв сигнал бедствия, он немедля вышел на помощь, не тратя время на совещания и попытки выпросить разрешение у начальства.
Благо, погода была хорошей, волнения не было, так что уже через 4 часа Свербилов оказался в районе, где боролась за жизнь К-19.
Лодки просигналили друг другу ракетами. Люди, не занятые на борьбе с реактором стояли на лодке.
Поскольку
основная рация на К-19 вышла из строя, одной из первых просьб Затеева стало обеспечение связи.
Кроме того, Свербилов, разумеется, принял на борт получивших крупнейшие дозы радиации — 11 человек.
Облученную одежду выкинули за борт, моряков обрабатывали спиртом.
В это время Свербилов… получал разнос от командования флотом.
Капитану обещали страшные кары за то, что он самовольно покинул район учений.
Свербилов попытался взять К-19 на буксир.
Это оказалось не по силам его менее мощной лодке.
Однако командование флота, по крайней мере, уже разобралось что происходит:
через сутки после аварии подошли еще две субмарины.
Началась массовая эвакуация людей.
Секретные документы тащили в мешках.
Чтобы не переносить на другие лодки зараженную одежду,
морякам пришлось эвакуироваться в костюмах Адама.
Последними на К-19 остались шесть человек, включая Затеева.
Под утро они перебрались на одну из "дизелюх".
Подлодки двинулись к базе — навстречу уже высланным надводным кораблям.
В это время радио разрывалось от радиограмм разной степени важности: врачи давали советы,
контрразведку интересовали причины аварии…
Дополнительный риск создавала портящаяся погода.
Когда подлодки с облученными моряками вышли к эсминцам, на море уже было изрядное волнение.
Боевые корабли плясали на волнах как игрушечные. Кое-как им удалось состыковаться, и перетащить часть людей по трапу.
Затем лодку и миноносец начало бить друг о друга, так что субмарине Свербилова повредило борт.
Домой спаситель вел лодку с креном.
Вскоре на субмарину прибыла специальная команда — естественно, в полноценных защитных костюмах.
Ее задачей было оценить состояние лодки и возможность вывести ее домой.
В течение полутора часов новоприбывшие перемещались по отсекам вымершей субмарины.
Освещения не было: использовали только фонари.
К счастью, никаких утечек на борту не обнаружили.
Радиационный фон был высоким, однако выводы обнадеживали: лодку можно спасти.
К-19 отбуксировали в Западную Лицу.
Действия экипажа во время аварии правительственная комиссия признала правильными.
Многих участников борьбы за спасение К-19 и мира вокруг наградили. Правда, некоторых — посмертно.
После аварии умерли восемь моряков, включая предложившего выход из ситуации Юрия Повстьева и старшего аварийной команды Бориса Корчилова.
Всего облучены были 42 человека.
Информацию об этом происшествии десятилетиями хранили в секрете, обстоятельства трагедии стали известны лишь в 90-е годы.
Николай Затеев больше не командовал подлодкой и служил на штабных должностях на берегу.
Он оставался на флоте до 1986 года, а позднее одним из первых рассказал историю событий на К-19.
Сама лодка вернулась в состав флота.
Однако происшествия буквально преследовали ее.
К-19 пережила пожар с человеческими жертвами и столкновение с американской субмариной.
Оставшееся время службы лодка ходила с невеселым прозвищем "Хиросима".
В 1990 году ее вывели из боевого состава флота, а в 2003 — утилизировали.
_________________ R-Bom
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Знать. Уметь. Предвидеть.
Работать с Атомом без права на риск.