Мы думаем о Настоящем, Прошлом и Будущем
Список форумов Форум АЭС специалистов с  осколков СССР

Форум АЭС специалистов с осколков СССР

АЭС проблемы из первых рук Операторы. Техники. Исследователи О радиации. Надёжности. Прошлом и Будущем
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Прикованный к атомной галере имеет право знать правду о пробоинах в Корабле Предупредить, когда увидел рифы, почувствовал приближение бури
Как машины ядерного апокалипсиса провалили «экзамен» в Ч

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум АЭС специалистов с осколков СССР -> 0608 Безопасно с радиацией. От идей к воплощению
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Analitik
Site Admin

   

Зарегистрирован: 17.10.2012
Сообщения: 393

СообщениеДобавлено: Чт Сен 29, 2022 11:35 am    Заголовок сообщения: Как машины ядерного апокалипсиса провалили «экзамен» в Ч Ответить с цитатой



URL:

ИМР-2: как машины ядерного апокалипсиса провалили «экзамен» в Чернобыле

18 июля 2022

26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции им. Ленина
произошла крупнейшая в истории человечества радиационная катастрофа.

Для ликвидации последствий в зону аварии было направлено в общем счёте более полумиллиона человек

и сотни единиц техники,

среди которой были ИМР-2 на базе танков Т-72.

Однако эти инженерные машины разграждения,
прекрасно адаптированные для работы в условиях ядерной войны,
дали слабину на местности с мощнейшим радиоактивным заражением.


ИМР-2 около разрушенного энергоблока ЧАЭС. Источник: pinterest.ru


Свинцовая броня

Рассматривая фотографии и видеоролики, снятые в период ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в голове невольно возникает ассоциация с каким-нибудь относительно свежим локальным боевым конфликтом – с той же Сирией, например.

В том и в другом случае кустарная броня была поставлена в буквальном смысле на поток.

Только одни усиливали слабое бронирование для защиты от пуль и снарядов,
а другие – для защиты от проникающей радиации.

И действительно, увешанные свинцовыми листами машины стали обычным делом в чернобыльской зоне.

Но, если модернизацию легкобронированной техники или тех же грузовиков можно понять,

то почему через эту процедуру проходили и тяжёлые ИМР?

Ведь они считались чуть ли не эталоном для работы в условиях сильного излучения.
Это верно, но не совсем.


Дооборудованные свинцовой защитой ИМР-2 при строительстве саркофага над разрушенным реактором. Источник: souzchernobylnsk.ru

При разработке любого образца боевой машины,
а ИМР-2 тоже таковой является, инженеры активно пользуются вероятностными законами.

На первых этапах работ просчитываются такие параметры, как вероятность встречи с тем или иным противотанковым средством,

угол обстрела, вероятность поражения в различных условиях, в том числе с разным составом боевого соединения, и прочее.

С радиацией происходит похожая ситуация.

Никто не предполагал, что возможна столь масштабная катастрофа, поэтому основным угрожающим фактором считалась ядерная война. Как следствие

– при проектировании противоатомной защиты ИМР-2 наибольшее внимание уделялось нижним частям корпуса и днищу,

так как излучение должно было исходить от заражённой ядерным взрывом почвы.

В Чернобыле всё оказалось наоборот.
Инженерные машины разграждения были задействованы в разборе завалов около разрушенного энергоблока,

строили защитный саркофаг,

ломали заражённые дома в близлежащих деревнях, выкорчёвывали деревья в Рыжем лесу,
куда выпала немалая часть радиоактивных осадков сразу после взрыва.

Во всех перечисленных операциях источники излучения находились не в грунте,

а на некоторой высоте – в кронах деревьев, крышах энергоблока и домов.


Радиация била в самое слабозащищенное место ИМР-2 – в верхнюю полусферу.

Поэтому толстые свинцовые листы стали практически обязательным атрибутом этой техники,

работающей в опасных местах.

Но даже эта мера не всегда помогала:

внутри машин уровень гамма-излучения порой доходил до отметки 15 Р/час (рентген в час)
и даже превышал её.


При этом, для справки, безопасным уровнем радиации считается фон в среднем до 30 мкР/час (микрорентген в час),
то есть норма превышалась в 500 000 раз и более.

Впоследствии некоторые ИМР-2 прошли уже далеко не кустарную доработку,

которая позволила поднять уровень защиты до кратности ослабления радиации в 1 000 раз.


Модернизированная ИМР-2 с кратностью ослабления проникающей радиации в 1000 раз.
Источник: архив АО «УКБТМ»


Проблемы с дезактивацией

Через определённые промежутки времени почти вся используемая в зоне аварии техника подвергалась процедуре дезактивации или простым языком – тотальной мойке.

Естественно, делалось это не для того, чтобы её можно было потом вывезти и повторно использовать уже за пределами радиоактивных земель.

Даже и речи об этом не было – только захоронение или отправка в отстойники на вечную стоянку.

Предназначение дезактивации было более прозаическим:

предотвратить перенос нуклидов по зоне и смыть радиоактивные загрязнения с поверхности и внутренних частей машин хотя бы до того уровня, при котором налипшая пыль и мелкие обломки переставали давать высокий уровень радиации, убийственный для экипажа.

С этим у героя данной статьи возникли некоторые проблемы.

Обилие полостей, ниш, движущихся деталей и прочих внешних элементов конструкции

способствовали плотному застреванию пыли, которую невозможно было достать даже щётками и прочим инструментом.

Впрочем, примерно такие же сложности были с дезактивацией и других видов техники
– идеально ровных поверхностей всё равно не бывает.

Но на этом дело не заканчивалось.

В ИМР-2 люки для экипажа снабжены уплотнителями, которые при работе фильтровентиляционной установки (ФВУ), создающей избыточное давление изнутри,
вполне прилично защищают от попадания внутрь всякого рода пыли, газов и жидкостей.

А вот в случае отключенной ФВУ, плотность прилегания у крышек люков резко снижалась.

В результате, когда машину отмывали, обливая специальным составом, его часть вместе с радиоактивной пылью попадала внутрь машины.

Причём зачастую это были не еле просочившиеся капли, а целые ручьи, которые даже могли вывести из строя аппаратуру управления машиной.


Процесс дезактивации ИМР-2. Источник: voennoedelo.com

Отдельной головной болью был воздушный фильтр двигателя.

Уже само его предназначение говорит о том, что он будет концентратором радиоактивной пыли,
поскольку через него проходят десятки и сотни кубометров заражённого воздуха.

Но в ИМР-2 устанавливались обслуживаемые кассетные фильтры, которые нужно было периодически чистить.

Замеры показали, что перед чисткой фон от фильтра составлял в среднем 5 Р/час,
а после тщательной промывки – около 3,5 Р/час.

Казалось бы, система воздухопитания двигателя машины изолирована от экипажа

и облучает его не так сильно.
Но не стоит забывать об обслуживающем персонале, ведь кто-то этот фильтр должен чистить.

Так, в рамках исследований накопленных доз облучения среди ликвидаторов было выяснено,
что некоторые сотрудники технической службы, которые никогда не привлекались к работам на радиоактивной местности,
но обслуживали ИМР-2, в том числе и фильтры,

получали до 9 рентген за месяц.

Здесь, конечно, всячески ругаемые и порицаемые бескассетные циклонные фильтры танков Т-64 и Т-80 пришлись бы весьма кстати.

Пропуск пыли в двигатель у них несравненно выше, но и контактировать с ними нужно по минимуму.


Пожелания эксплуатирующих

Из вышесказанного становится понятно, что основными требованиями как тех, кто непосредственно работал на ИМР-2,
так и собиравших статистику применения этих машин, являются

усиление радиационной защиты и проведение мероприятий, облегчающих дезактивацию.

Помимо этого, была и ещё пара пожеланий.

Машины, хоть и редко, но могли сломаться прямо во время работы и потерять ход.

Что же делать в таком случае?

Снаружи – смертельно опасный радиационный фон, но и оставаться на месте тоже нельзя.

Как правило, на помощь к поломавшимся выезжала другая инженерная машина,

но, чтобы взять страждущих на буксир, кому-то всё равно приходилось выходить наружу
и проводить сцепку.

Исходя из этого, предпочтительной была бы автоматизация и механизация сцепки,

чтобы ни спасатели, ни спасаемые не покидали свою технику и не подвергались излишнему облучению.


ИМР-2 с усиленной защитой на промплощадке ЧАЭС. Источник: drive2.ru

Второе пожелание оказалось немного специфичным, но не лишённым оснований.

Работать в условиях сильного радиационного заражения предписывается с закрытыми люками.

В Киевской области, где находилась Чернобыльская АЭС, в конце апреля 1986 года уже стояла жара.


Прохладнее не стало ни в мае, ни в июне.

Когда за бортом условные +30 градусов по Цельсию и выше, при закрытых люках внутри машины температуры могут возрасти и до 50 градусов.

В результате кто-то из членов экипажа может почувствовать себя плохо или потерять сознание.

К этому могут добавиться проявления лучевой болезни, которые хорошему самочувствию тоже не способствуют.

Поэтому желательно иметь какие-то устройства для возможности открыть крышки люков экипажа снаружи

– видимо намучились извлекать бессознательные тела операторов, протаскивая их через соседние открытые люки.


Заключение


Нет сомнений, что претензий к ИМР-2 после использования в ходе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
было вагон и маленькая тележка.

Но эта машина изначально конструировалась для решения совершенно других задач:

эвакуации подбитой или поломанной техники с поля боя, разминирования, разбора завалов или рукотворных преград и прочего,

в том числе в условиях применения противником ядерного оружия – в этом она, как рыба в воде.

То, что произошло 26 апреля 1986 года, никто не предполагал и в задел инженерной техники не закладывал,

ведь не зря же в ход пошли даже всякого рода роботы и изделия космической промышленности.



Так что вины ИМР здесь никакой нет.

Это ещё раз доказывает, что создание полностью универсальной машины просто невозможно,
а некоторые ситуации требуют специфических решений.


Эдуард Перов


Twisted Evil
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум АЭС специалистов с осколков СССР -> 0608 Безопасно с радиацией. От идей к воплощению Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Знать. Уметь. Предвидеть. Работать с Атомом без права на риск.


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS