Мы думаем о Настоящем, Прошлом и Будущем
Список форумов Форум АЭС специалистов с  осколков СССР

Форум АЭС специалистов с осколков СССР

АЭС проблемы из первых рук Операторы. Техники. Исследователи О радиации. Надёжности. Прошлом и Будущем
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Прикованный к атомной галере имеет право знать правду о пробоинах в Корабле Предупредить, когда увидел рифы, почувствовал приближение бури
Северный Кавказ - электричество-газ любит. А платить нет.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум АЭС специалистов с осколков СССР -> 1403 Путешествия в сторону где не пищит дозиметр
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
SokolGlas
Site Admin

   

Зарегистрирован: 10.01.2014
Сообщения: 85

СообщениеДобавлено: Вт Апр 23, 2019 12:55 pm    Заголовок сообщения: Северный Кавказ - электричество-газ любит. А платить нет. Ответить с цитатой


Северный Кавказ - электричество любит. А платить нет.

Николай Проценко

В энергетике Северного Кавказа в уходящем году сложилась критическая ситуация — рядом региональных сбытовых и сетевых компаний

накоплены миллиардные убытки и долги, справиться с которыми самостоятельно они не в состоянии.

Эксперты рынка утверждают, что для оздоровления проблемной отрасли требуется независимый антикризисный управляющий

Отставка бывшего гендиректора МРСК Северного Кавказа Магомеда Каитова,
уже год находящегося под арестом, не привела к улучшению ситуации в энергетике СКФО.

Убедительной альтернативы каитовским методам «ручного управления» в этой сфере пока не предложено


Последнее в этом году заседание комиссии правительства РФ по вопросам социально-экономического развития СКФО, состоявшееся 12 декабря, было посвящено ситуации в топливно-энергетическом комплексе округа.

Энергетики ждали этого дня с замиранием сердца, помня, как год назад на аналогичном заседании премьер-министр Дмитрий Медведев устроил настоящий разнос по поводу ситуации

с долгами регионов СКФО за газ и электроэнергию.
В частности, глава правительства тогда сообщил, что





общая задолженность гарантирующих поставщиков СКФО перед поставщиками оптового рынка электроэнергии составляет 24 млрд рублей при росте почти на 5 млрд рублей.
«Это безобразие, конечно», — охарактеризовал ситуацию Медведев.

За прошедший год принципиальных изменений в энергетике СКФО не произошло
— более того, появились признаки дальнейшей дестабилизации. В течение этого года
уже дважды сменился руководитель в крупнейшей сетевой компании округа МРСК Северного Кавказа,

начался процесс банкротства ОАО «Ингушэнерго»,
признано банкротом ОАО «Нурэнерго» — гарантпоставщик Чечни, критическая ситуация с погашением старых долгов

сложилась в городских энергосетях Махачкалы и т.д.
Впрочем, есть и отдельные позитивные тенденции.

Как сообщили «Эксперту ЮГ» в ОАО «Россети», за прошедший период отмечено улучшение платёжной дисциплины на розничном рынке в отношении конечных потребителей.

Уровень расчётов возрос на 10% (или на 3,2 млрд рублей) от уровня 2013 года и составил 94% (в прошлом году было 84%), вплотную приблизившись к среднероссийскому (98-99%).

Однако на фоне «хронических болезней» отрасли это выглядит лишь тактическим успехом.





Как стало известно «Эксперту ЮГ» от одного из участников заседания правительственной комиссии, накопившиеся в энергетике Северного Кавказа

проблемы собирался затронуть в своём выступлении министр энергетики РФ Александр Новак.

«Доклад министра у Медведева планировался очень жёстким, — рассказывает источник.

— В проекте доклада отмечались ухудшение показателей по сбыту и сетям,

провал программы снижения потерь в Дагестане.
Также предлагалось передать управление энергокомпаниями СКФО сторонним антикризисным управленцам».

Однако открытая часть заседания комиссии по СКФО (стенограмма опубликована на портале правительства РФ)

получилась откровенно «вегетарианской».

Признав, что ситуация с платежами за электроэнергию на Северном Кавказе «по-прежнему непростая», Дмитрий Медведев заметил, что при этом наметились некоторые улучшения,

в частности, упомянутое выше сокращение почти на 10% отставания в расчётах с поставщиками оптового рынка.

«Эту позитивную тенденцию надо закрепить», — резюмировал премьер.

Как полагает наш источник, участвовавший в совещании, на умеренной повестке открытой части выступления Медведева могли настоять «Россети», выдвинув следующую мотивировку:

сейчас не время нагнетать обстановку, в стране и так всё плохо.

При этом собеседник напоминает, что у руководства сетевого холдинга есть выход на главу правительства через вице-премьера Александра Хлопонина, с которым генеральный директор «Россетей» Олег Бударгин много лет проработал в Красноярском крае.

Тем не менее, в ходе закрытой части совещания, продолжает источник, прозвучало немало резких слов, в том числе по поводу частой смены руководителей энергокомпаний Северного Кавказа и их непрофессионализма.

Наследники «энергетического короля»

Кадровый вопрос в энергетике СКФО стал одним из наиболее проблемных после того, как в конце 2011 года со скандалом ушёл в отставку генеральный директор МРСК СК, потомственный энергетик Магомед Каитов,

обвинённый руководством страны в собирании «персональных привилегий»

и создании широкой сети аффилированных структур в разных сферах энергетики.

Предполагалось, что устранение «энергетического короля» приведёт к тому, что отрасль станет более прозрачной,
а деятельность МРСК СК окажется более контролируемой федеральным центром.

Однако после ухода Каитова в главной энергокомпании СКФО началась настоящая «кадровая чехарда»:
за три года сменилось уже пять руководителей, среди которых были и люди, далёкие от энергетики.

Осенью 2012 года МРСК СК возглавил генерал ФСБ в отставке Пётр Сельцовский,
но вскоре после прошлогодней критики энергетиков округа со стороны Дмитрия Медведева он был уволен за «неэффективность».

На смену ему в качестве и. о. гендиректора пришёл главный инженер «Россетей» Сергей Архипов,
имеющий репутацию антикризисного менеджера, но уже через несколько месяцев он вернулся в головной холдинг заместителем гендиректора по ЮФО и СКФО.

В августе новым руководителем МРСК СК был назначен Юрий Зайцев, официальная биография которого гласит, что с 1997 по 2013 годы он занимал «руководящие должности
в коммерческих структурах» без какого-либо упоминания опыта работы в энергетике.

Наконец, в середине декабря стало известно, что Сергей Архипов возглавил совет директоров МРСК СК.

Источник, знакомый с ситуацией внутри компании, говорит, что кадровая политика «Россетей» в данном случае соответствует принципу «разделяй и властвуй»,
поскольку между двумя топ-менеджерами был конфликт.

При этом источник намекает, что кандидатура Зайцева была предложена некими внешними силами. «Когда Архипова назначили на должность и.о. гендиректора МРСК СК,

Зайцев одновременно стал его замом с расширенными полномочиями и слабо подчинялся Архипову,

— Видимо, Зайцеву уже тогда обещали место гендиректора, но Архипов начал приглашать своих людей из МРСК Юга
и назначать их на руководящие должности.

Зайцеву это не нравилось, и когда Архипов ушёл, он начал увольнять его назначенцев, причём самыми разными методами.

Но за этими интригами теряется всяческая производственная политика». Аналогичная ситуация возникла и в ряде других энергокомпаний СКФО, где за последние годы неоднократно менялось руководство.

Энергетика свободного падения

Ещё одним фактором ухудшения ситуации в энергетике СКФО стало изменение схемы взаимодействия между энергокомпаниями.

До 2011 года управление региональными сбытовыми компаниями-гарантпоставщиками (ГП) осуществляла сетевая компания «МРСК Северного Кавказа».

Фактически это был «ручной режим», основанный на авторитете Магомеда Каитова,
который умел жёстко решать вопросы с властями кавказских регионов.

Как отмечалось в прошлогоднем докладе Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ)






«Электроэнергетика Северного Кавказа: возможные проблемы и решения», именно благодаря тому, что МРСК СК полностью контролировала работу с неплательщиками и платежами,
в 2007–2008 годах удалось снизить последствия возникших неплатежей для сетевого комплекса региона.

Но в 2011 году договор управления гарантирующими поставщиками был расторгнут по инициативе их основного акционера, Холдинга МРСК,

после чего управление сетевыми и сбытовыми компаниями стало обособленным.




В структуре преемника Холдинга МРСК, ОАО «Россети», для этого было создано профильное подразделение «Гарантирующие поставщики электроэнергии республик СКФО и Калмыкии»,

которое в настоящее время объединяет ГП пяти северокавказских республик, за исключением Чечни.

Чеченские ГП «Нурэнерго» и его преемник «Чеченэнерго» входят в число дочерних и зависимых обществ МРСК СК, которая, в свою очередь, является «дочкой» «Россетей».

Тем самым внутри федерального холдинга была предпринята попытка создать искусственный конфликт интересов между сетями и сбытом.

Однако ближайшим результатом вывода гарантпоставщиков из-под управления МРСК СК стало резкое ухудшение финансовых результатов ряда энергокомпаний Северного Кавказа по итогам 2011 года

(см. таблицу).
И если гарантпоставщикам Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в дальнейшем удалось выйти на прибыльность


и в целом нормальные для российских энергосбытовых компаний показатели, то гарантпоставщики Дагестана, Чечни и Ингушетии, а также сетевая компания «Дагэнергосеть» стали хронически убыточными.

Как отмечено в докладе ФНЭБ,
ожидаемого повышения уровня платежей на оптовый рынок электроэнергии в этих республиках не произошло.

Одновременно резко ухудшились платежи городских сетевых компаний в адрес МРСК Северного Кавказа, из-за чего у последней возникли проблемы с финансированием текущей деятельности.

В 2014 году ситуация стала приобретать характер системного кризиса. В июне Арбитражный суд Ингушетии ввёл наблюдение в ОАО «Ингушэнерго» по иску ОАО «ОГК-2», которое уже давно пытается взыскать с этого гарантпоставщика многомиллионную задолженность. По данным «СПАРК-Интерфакс», в этом году «Ингушэнерго» выступал ответчиком по 130 арбитражным делам на общую сумму 5,5 млрд рублей. Кроме того, правоохранительные органы выявили в компании финансовые махинации на сотни миллионов рублей. В соседней Чечне в июне республиканский арбитраж объявил банкротом местного гарантпоставщика «Нурэнерго», на котором «висит» больше 250 арбитражных исков на общую сумму 1,67 млрд рублей. А североосетинский ГП «Севкавказэнерго» выступает ответчиком по делам на сумму почти 4 млрд рублей. В июле в республиканский арбитражный суд поступил иск ОАО «Мосэнерго» о признании его банкротом.

Но самая сложная ситуация сложилась в Дагестане, который плохо подчинялся даже «железной руке» Магомеда Каитова. Хронические убытки накоплены и у местного гарантпоставщика — ОАО «ДЭСК», и у дочерней сетевой компании МРСК СК — ОАО «Дагэнергосеть». Кроме того, постоянные проблемы создаёт главный «свободный радикал» дагестанской энергетики — городские электросети Махачкалы, на протяжении последних лет находившиеся под контролем лиц, близких к бывшему мэру города Саиду Амирову.

В июне стало известно, что в рамках консолидации сетевых активов под «зонтиком» МРСК СК махачкалинские сети переходят в аренду этой компании. «Другого у нас способа нет, через суды взыскивать задолженности устали, поэтому сами туда приходим», — прокомментировал это решение Сергей Архипов. Однако уже в конце ноября пресс-служба ДЭСК сообщила о том, что махачкалинские сети по-прежнему не исполняют решение суда о взыскании с них задолженности. Общий размер их долга перед ДЭСК оценивается более чем в 2 млрд рублей, а перед «Дагэнергосетью» — в 1,4 млрд рублей.

Сбыт на аутсорсинг
Собеседники «Эксперта ЮГ», давно наблюдающие за развитием событий в энергетике СКФО, признают, что для преодоления кризисной ситуации в отрасли необходимы неотложные, причём нестандартные меры. Независимый энергоэксперт Александр Виханский, ранее работавший в РАО ЕЭС и Мин­энерго, говорит, что сейчас просматриваются два сценария будущего проблемных гарантпоставщиков: «Первый — отдать гарантирующих поставщиков региональным властям, причём неважно, в виде компаний с долгами или в виде функции, под которую они заведут новые организации. Второй вариант — поставить руководителем ГП Северного Кавказа какого-нибудь “мощного старика”, то есть антикризисного топ-менеджера федерального уровня».

По мнению г-на Виханского, второй вариант явно утопичен, зато первый имеет все шансы на реализацию. В этом случае ГП окажутся в зоне ответственности тех, кто в состоянии эффективно решить большую часть их системных проблем. При этом эксперт указывает на необходимость кадрового усиления главной энергокомпании региона — МРСК Северного Кавказа: «Проблемы гарантпоставщиков обострились в силу наступившей в МРСК СК “кадровой чехарды”. В руководстве компании не видно менеджера, способного более или менее на равных вести диалог с региональными и федеральными властями и тем самым решать проблему неплатежей со стороны независимых сбытовых компаний и оптовых перепродавцов. Раньше у гарантирующих поставщиков Северного Кавказа был “хозяин” в хорошем смысле этого слова и, как следствие, положительная динамика».

Таким образом, сегодня в экспертном сообществе всё настойчивее звучит идея о передаче функций по управлению проблемными энергокомпаниями СКФО некоей сторонней инстанции. Соответствующее предложение, как сказано выше, могло прозвучать и на заседании правительственной комиссии, хотя один из руководителей Минэнерго РФ, с которым удалось связаться «Эксперту ЮГ», отказался комментировать этот вопрос.

Идея передать энергетику Северного Кавказа на аутсорсинг, в общем, не нова. Ещё пару лет назад обсуждался проект вхождения в капитал и управление МРСК СК компании «Евразия Энерджи Холдингс» — совместного предприятия корейской госкомпании KOWEPO и ОАО «Курорты Северного Кавказа», председателем совета директоров которого в тот момент был одиозный дагестанский бизнесмен Ахмед Билалов. «Евразия» тогда анонсировала инвестиции в энергетику в размере порядка 1 млрд долларов, а корейская сторона обещала помочь кавказским энергетикам в решении одного из самых больных вопросов — высокого уровня потерь в сетях.

В конце 2012 года в прессе прошла информация о встрече потенциальных инвесторов с Олегом Бударгиным (на тот момент председателем правления ФСК ЕЭС) и вице-премьером Аркадием Дворковичем, после чего стороны «разошлись подумать». Но уже в феврале 2013 года «товарищ Билалов» был изгнан со всех государственных постов после того, как президент Владимир Путин возложил на него персональную ответственность за срыв сроков строительства олимпийских трамплинов в Сочи. В раскрутке этой истории в СМИ отдельный акцент был сделан на том, что Билалов и «некие коммерсанты из Кореи» планировали приватизацию энергетики Северного Кавказа с непредсказуемыми последствиями.

После этого на разговоры о частных инвестициях в этой сфере было наложено табу, но идея привлечь к управлению независимого игрока не утратила актуальность, только теперь в качестве такого субъекта экспертам видится государство. «Гарантпоставщиков Северного Кавказа надо выводить на государственное антикризисное управление», — убеждён один из собеседников «Эксперта ЮГ», поясняя, что искусственное создание внутреннего конфликта интересов между сетью и сбытом в рамках «Россетей» на Северном Кавказе не работает.

Сети с кавказским акцентом
Наконец, на ситуацию в энергетике СКФО оказывает серьёзное воздействие коррупционный фактор, во многом определяющий высокие энергопотери, но избавиться от него при существующей структуре отрасли, по мнению ряда экспертов, невозможно. Хотя за последние годы в снижении потерь электроэнергии был достигнут определённый прогресс, в ряде республик их уровень всё равно остаётся высоким (см. график). По информации «Россетей», к концу этого года в СКФО ожидается снижение потерь до 19,65% (годом ранее было 20,47%). Как поясняют в холдинге, такие уровни потерь отражают специфику энергосистемы СКФО — структуру потребления с преимущественно перегруженными низковольтными участками сети большой протяжённости, изношенность оборудования, сложный рельеф местности.

Однако есть и другие факторы, препятствующие снижению потерь в отдельных регионах. «”Убитая” инфраструктура не даст потери более 15, пусть даже 20 процентов, — говорит один из наших собеседников. — Всё остальное — это именно воровство. Несмотря на многочисленные попытки справиться с этой проблемой, она так и не решена. Пять миллиардов рублей, выделенных Северному Кавказу на реализацию программы по снижению сверхнормативных потерь, не дали ожидаемого результата». По мнению источника, основной причиной этого стало отсутствие заинтересованности в реальном снижении потерь на низовом уровне, в районных электрических сетях: «Ведь если снизить потери до нормативных, то придётся работать только за зарплату, а есть предположение, что нетрудовые доходы куда выше, чем официальная зарплата — тут никакие показатели эффективности не помогут, нужна другая мотивация».

Как уточняет Александр Виханский,
на Северном Кавказе более корректно говорить не о коррупционных факторах,

а о неформальных институтах:
«Несколько лет я жил на Северном Кавказе, и сейчас общаюсь с товарищами из различных республик.

Исходя из этого опыта, могу отметить, что, будучи контролёром или мастером группы на Северном Кавказе,

вы едва ли сможете отказать в просьбе о дружеской услуге своим друзьям, родственникам или людям, которых вы уважаете, сохранив при этом их уважение».

Именно на эти неформальные сети и накладывается уже описанная выше формальная структура организации отрасли.

В результате, констатирует г-н Виханский, пока сети и сбытовики находятся «в одной обойме», между ними невозможен продуктивный конфликт интересов, который наблюдается в других регионах.

Поэтому рассогласование в подсчётах потреблённой энергии между сетями и сбытом

отчасти может быть инструментом внутреннего перекрёстного субсидирования

одними родственными компаниями других. Об этом свидетельствуют и другие наши собеседники.

На вопрос, в какой степени после отставки Магомеда Каитова в энергетике СКФО удалось ликвидировать

аффилированность компаний разных видов деятельности, один из них лаконично ответил:





«Ни в какой. Повторяю: надо выводить гарантпоставщиков из-под сетей».

Shocked
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум АЭС специалистов с осколков СССР -> 1403 Путешествия в сторону где не пищит дозиметр Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Знать. Уметь. Предвидеть. Работать с Атомом без права на риск.


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS