Мы думаем о Настоящем, Прошлом и Будущем
Список форумов Форум АЭС специалистов с  осколков СССР

Форум АЭС специалистов с осколков СССР

АЭС проблемы из первых рук Операторы. Техники. Исследователи О радиации. Надёжности. Прошлом и Будущем
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Прикованный к атомной галере имеет право знать правду о пробоинах в Корабле Предупредить, когда увидел рифы, почувствовал приближение бури
04 Океанские титановые истребители с реакторами ЖМТ

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум АЭС специалистов с осколков СССР -> 0901 Опыт создания атомного подводного-надводного флота
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Observer
Site Admin

   

Зарегистрирован: 17.10.2012
Сообщения: 1430

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 10:16 am    Заголовок сообщения: 04 Океанские титановые истребители с реакторами ЖМТ Ответить с цитатой

04 Океанские титановые истребители с реакторами ЖМТ

Source URL: http://atnews.org/news/titanovyj_mech/2012-02-26-1467

Титановый меч.

http://bratishka.ru/archiv/2007/8/2007_8_10.php

Нервозность на центральном посту уже переходила в панику. Все с напряжением прислушивались к разговору командира с базой:
— Сэр, они всё ещё у нас на хвосте!
— Повторяю: не может быть. Это какие-то помехи, отражение собственного шума да мало ли что!
— Сэр, они здесь, и мы так и не смогли от них оторваться!
— Джонни, не порите горячку! Под вашей командой самая современная субмарина этой проклятой планеты! А вашу ГАС проверят сразу по возвращении на базу.
Командир сорвался на крик:
— Сэр, нам нужно туда ещё дойти! Мы не знаем, что у них на уме!
— Возьмите себя в руки! У иванов ещё долго не будет подобной техники. Читайте поменьше чушь этого болвана Клэнси. Конец связи.



ВСЁ началось с того, что гидроакустик атомной субмарины SSBN 627 «Билл Роджерс» (тип «Лафайет») обнаружил в кормовом секторе чьё-то присутствие. Идентифицировать цель не удалось, её шумового профиля в каталоге бортового компьютера не было. Все попытки оторваться, как и попытки зайти чужаку в хвост, успехом не увенчались. Чувство беззащитности тяжёлым камнем повисло в отсеках...


Это было в начале 1980-х годов. Одна из советских атомных подводных лодок установила рекорд, в течение 22 часов осуществляя в Северной Атлантике слежение за атомоходом «потенциального противника», находясь в его кормовом секторе. Несмотря на отчаянные попытки, «добыче» оторваться от «охотника» так и не удалось. Слежение было прекращено лишь после получения приказа с берега. «Охотником» была АПЛ (атомная подводная лодка) 705-го проекта, самый уникальный корабль в истории отечественного атомподплава.


Появление его было ответом на изменение ситуации в мировом океане. Во-первых, в разгар «холодной войны» США сделали ставку на мощные АУГ (авианосные ударные группы) как средство утверждения своего превосходства. Во-вторых, были созданы и вышли на боевое патрулирование их подводные ракетоносцы – «убийцы городов». В СССР было принято решение о создании специальных противолодочных АПЛ, способных также останавливать АУГ. И русский ответ вполне удался.




Экипажи захлёбывались адреналином, когда вдруг засекали необъяснимое «нечто». Оно приходило из океанских глубин, со скоростью экспресса стремительно обходило авианосное соединение и скрывалось в никуда. Становилось ясно: это нечто могло одной атакой превратить эскадру в радиоактивный металлолом. Убедительный намек напрочь отбивал охоту нарушать сложившиеся правила игры.

Так обеспечивались интересы национальной безопасности нашей Родины. Предтечей этих океанских «загадок» была одна из неизвестных страниц истории, которой по праву можно гордиться.
Идея родилась в 1959 году, когда конструкторы предложили руководству страны проект малогабаритной высокоскоростной автоматизированной АПЛ водоизмещением 1500 тонн.

По их замыслу, этот «подводный истребитель-перехватчик» со скоростью хода более 40 узлов был способен предельно быстро выйти в любую точку мирового океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении вражеской атаки АПЛ могла уходить от его торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.


Предлагалась полная аналогия с самолётами-перехватчиками: лодки в базах под постоянным наблюдением обслуживающих команд, а экипажи – поблизости в постоянной готовности к выходу в море. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причала, быстро разворачиваться и покидать базу для решения боевой задачи.

«ЖЕЛЕЗО»

Проектом заинтересовался один из отцов оборонной науки академик А.П. Александров. На встрече с конструкторами были намечены пути создания АПЛ. Постановление правительства предписывало «начать работы по проекту 705 (шифр «Лира») с целью создания комплексно-автоматизированной скоростной АПЛ с торпедным вооружением». При этом разрешалось «при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения», благодаря чему был создан уникальный корабль, в котором использовались революционные, намного опередившие своё время технические решения.


Малое водоизмещение намеревались получить в результате выполнения следующих необычных условий: однокорпусность, необеспеченная надводная непотопляемость, один реактор, полная автоматизация, более прочный и лёгкий материал корпуса.
Однокорпусность лодки сулила большой плюс: меньшая смоченная поверхность давала прирост скорости при неизменной мощности реактора.

Для обеспечения надводной непотопляемости собирались использовать мягкие аварийные цистерны, надуваемые сжатым воздухом для поддержания лодки на плаву, однако позже этот вариант отвергли представители ВМФ, хотя уже был разработан материал и проведены испытания.

По мере осуществления проекта происходила трансформация лодки: она стала двухкорпусной; возросло количество отсеков (от 3 до 6), экипаж (вдвое) и водоизмещение (в 1,5 раза).


Для достижения скорости в 40 узлов требовалась мощная главная энергетическая установка. Выбор пал на однореакторную ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Применение жидкого металла позволяло дать большую мощность при меньших размерах установки.


Сложность была в том, что в случае затвердевания сплава реактор окончательно выходил бы из строя. Опыт строительства таких машин уже был, в качестве ЖМТ в них работал сплав «свинец-висмут» с температурой кипения 1679°С.


По расчётам, такая ГЭУ позволяла сэкономить 300 т водоизмещения по сравнению с обычным реактором.


Кстати, американцы тоже очень интересовались такими силовыми установками: уже их вторая атомная лодка «Сивулф» (1957 г.) была оснащена реактором на жидком натрии,

но дело не пошло: сплошные аварии, утечка радиации, человеческие жертвы – и американская жидкометаллическая эпопея окончилась.

Несмотря на неудачный опыт своих коллег, советские учёные работ не прекратили и получили вполне приличную установку.


В качестве материала для корпуса использовали титановый сплав. До этого уже были попытки его применения в строительстве АПЛ, но всё же малый опыт тормозил реализацию проекта.


Авиастроители(!), учёные московского филиала ЦАГИ, создали обтекаемые наружные обводы корпуса лодки (веретенообразной формы, круглого сечения, с ограждением рубки «лимузинного» типа), решив целый ряд вопросов гидродинамики, прочности, шумности и защиты, обеспечив минимальную гидроакустическую незаметность.
Комплексная автоматизация решала все задачи.


Только посмотрите, сколько автоматических систем было на борту «Лиры»: система программного, автоматического и ручного управления движением и стабилизацией по курсу и глубине (на ходу и без хода); система управления и контроля реактора, электроэнергетической и общесудовых систем; система радиационного контроля; комплекс средств радиосвязи... Уникальная в то время боевая информационно-управляющая система (БИУС) свела все нити в центральный пост, на пульт управления всеми системами, включая применение оружия.


БИУС вела и гидроакустический поиск: активно, когда лодка прощупывала океан импульсами, или пассивно, когда она только прослушивала бездну, замирая на определенной глубине, медленно поворачиваясь (эта особенность остаётся уникальной). Не надо было регулярно подвсплывать под перископ для осмотра поверхности: за окружающей обстановкой следила та же БИУС.


Автоматически действовала и навигационная аппаратура, определяя координаты лодки в океане. Лишь изредка на несколько секунд поднимался зенитный перископ, чтобы поймать солнце, луну или пару звезд, вполне достаточных для расчётов компьютера.


Прочный корпус состоял из 6 отсеков; обитаемым был только 3-й, расчитанный на полное забортное давление, здесь находились центральный пост, жилые и бытовые помещения; над ним была установлена первая в мире аварийная всплывающая камера для спасения всего экипажа с глубин вплоть до предельной.

В кают-компании пищу принимали сразу 12 человек; несения постоянной вахты у механизмов не предусматривалось; реальная боевая смена состояла из 8 человек.

Это обусловило жёсткие требования по надёжности оборудования, ставилась задача устранения необходимости его обслуживания в течение всего похода.


Поначалу предполагалось, что численность экипажа будет такая, как у стратегических бомбардировщиков 1940-1950-х годов – 15-16 человек, уровень автоматизации позволял это сделать, но по требованию ВМФ экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана).


«Лиры» имели эхоледомеры для определения толщины полярных льдов и поиска полыньи для всплытия; телевизионно-оптический комплекс, радиолокационную станцию... Титановый корпус снизил магнитное поле, но акустическое было великовато, это всё-таки были 60-е годы.


На «Лире» впервые применили пневмогидравлические торпедные аппараты быстрого заряжания для стрельбы с глубин от перископной до предельной. Оружием были торпеды, мины, ПКР «Вьюга», ракето-торпеды 82-Р с ядерной БЧ.


Первой (опытной) лодкой К-64, сделанной Адмиралтейским заводом, командовал капитан 1 ранга А.С.Пушкин; этим кораблём был наработан опыт эксплуатации сложной техники. Всего в Ленинграде и Северодвинске построили серию из 6 лодок, они несли боевую службу в составе противолодочных и противоавианосных соединений ВМФ.

КАКОЙ РУССКИЙ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ!


Основным козырем была высокая скорость. 18 декабря 1969 года прошли государственные испытания с развитием полного хода, полной скоростью в течение 12 часов, полным поворотом и испытанием всей техники (в т.ч. торпедных аппаратов) на полном ходу.


Команда «Полный вперед»: мощность реактора – 80%; скорость вращения вала – 300 оборотов в минуту; гидродинамический и гидроакустический лаги застыли на отметке 42 узла, это был мировой рекорд скорости подводного плавания.


В отсеках грянуло «Ура!». В запасе было 20% мощности, но ещё больше разгонять турбину было нельзя, сработала бы аварийная защита. Во время испытаний обнаружили новое явление в подводном плавании: на скорости более 35 узлов возникал внешний шум от турбулентных потоков воды при обтекании корпуса, это было как рёв самолёта с уровнем до 100 децибеллов!


Во время 12-часового полного хода сорвало либо изуродовало различные внешние элементы конструкции. 31 декабря лодка была принята в состав ВМФ.


18 декабря 1970 года. В этот раз аварийную защиту турбины заблокировали, перешли на ручное управление, и при 97% мощности реактора развили скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине 100 м! В другой раз хотели «дожать» результат при 100% мощности, довели скорость до 44,85 узла (83,06 км/час), но потом прервали рискованный режим движения:

«Давайте останемся в живых». Таким образом, в официальных документах мировой рекорд скорости подводного плавания – 44,7 узла. Ему уже 36 лет, он долго был «закрытым», и в Книге рекордов Гиннесса вы его не найдёте. Но мы намерены говорить об этом во весь голос: это наша национальная гордость и слава!


Благодаря особенностям ГЭУ у «Лир» были исключительно высокие разгонные и маневренные характеристики; с почти «самолётным» ускорением они развивали полный ход в течение 1 минуты. Это позволяло быстро зайти в «теневой» сектор любого надводного или подводного корабля, даже если лодка уже и была обнаружена противником.

Контр-адмирал А.С. Богатырёв, бывший командир К-123, вспоминает: «Можно было развернуться практически на пятачке, что было особенно важно при активном слежении двух лодок друг за другом. «Лира» не давала зайти себе в кормовые углы (зону гидроакустической тени), особо удобные для скрытного слежения и нанесения внезапного удара».


На лодке отработали эффективные маневры уклонения от торпед противника с последующей контратакой, в частности, для разворота на 180 градусов на максимальной скорости ей требовалось всего 42 cекунды!


При таком маневре противник терял цель, а «Лира» по-истребительному заходила ему в хвост.

Командиру 1-й строевой «Лиры» капитану 2 ранга А.Ч. Аббасову за успешное освоение корабля принципиально нового типа в 1984 году было присвоено звание Героя Советского Союза.

ШОК НА ТОМ БЕРЕГУ

Появление лодок 705-го проекта (шифр НАТО «Alfa») вызвало на Западе шок, американские подводные ракетоносцы попали в трудное положение. Комбинация малого размера, высокой маневренности и скорости, сопоставимой со скоростью «их» торпед, с большой глубиной погружения вынудила противника создавать новое противолодочное оружие, ибо всё имеющееся оказалось неэффективным.
Вот выдержка из журнала «Defense Electronics»: «Появление новой советской ПЛ в конце 70-х гг. застало ВМС США врасплох. Противолодочная «Альфа» создала угрозу для американских стратегических сил – ракетных лодок. Она достаточно глубоководна и быстроходна, чтобы уйти от американских торпед; обнаружить её трудно, т.к. корпус изготовлен из немагнитного титана, незаметного для магнитометрических средств обнаружения; она покрыта 6-дюймовым звукопоглощающим слоем, защищающим от акустических средств; погружаясь глубже других лодок, она использует температурные и иные неоднородности океана, что снижает эффективность многих ГАС, используемых в США. «Альфа» является подлинно скрытной лодкой».

ТРУДНОСТИ

Наши моряки назвали эти лодки «автоматами». Они были на флоте весьма популярны, эстетическое совершенство их формы, за которой угадывалась колоссальная мощь и скорость, производило сильное впечатление. Но в ходе эксплуатации проявились и недостатки, помешавшие их эффективному использованию.


Реактор с ЖМТ было трудно обслуживать на базе, постоянно поддерживая в горячем состоянии; к пирсам «Лир» были поставлены два корабля, дававшие пар от своих котлов. Но всё это было очень ненадёжно, и лодки «грелись» лучше своим теплом, т.е. реакторы «тлели» на минимальном уровне мощности, что вело к быстрому их износу; за всё время службы они наработали около 70 реакторо-лет.
Нужно было регулярно бороться с окислением сплава-теплоносителя, проводить регенерацию (удаление шлаков); перегрузки ядерного топлива тогда не делали, из-за чего ГЭУ «Лир» назвали «реакторами одноразового пользования».


Трудности объяснялись ещё и полной автоматизацией этих кораблей, оборудование только отрабатывалось, на ходу его совершенствовали, учились на нём работать.


«Потенциальный противник», сам не сумевший создать ничего подобного «Лирам», критиковал их за высокую шумность, неизбежную при движении с высокой скоростью под водой.


Карьера уникальных лодок оказалась относительно недолгой. Её закату помогла и перестройка, в результате которой флоту перекрыли «кислород» финансирования. В первой половине 1990-х годов лодки 705-го проекта были выведены из боевого состава.

ЭПИЛОГ

Оценки лодок 705-го проекта охватывают диапазон от восторженных («золотая рыбка», «утерянная жар-птица») до резко негативных («провал», «дорогостоящая ошибка»). Как бы то ни было, их мореходно-боевые качества были на голову выше, чем у тех, кому они противостояли. Все, кому пришлось на них ходить, высоко их ценили, сравнивая с самолётом, отмечая уникальные ощущения от самого нахождения на борту, когда лодка маневрировала под водой на полном ходу.
Идея создания этого «титанового меча» могла реализоваться только в 60-е годы, когда страна находилась на подъёме, открывая новые горизонты науки и техники, а оборона была важнейшим государственным приоритетом. Создание уникальной техники выявило огромный потенциал СССР, высокий уровень профессиональных знаний и подготовки учёных, инженеров, техников, рабочих и личного состава ВМФ.
Этот корабль намного опередил своё время, сыграв огромную роль в развитии многоцелевых АПЛ следующих поколений...

ТИТАН
Обескураживает, как поспешно были выведены из эксплуатации лодки 705-го проекта, эти подводные истребители. Несмотря на юный возраст (7-10 лет при сроке службы в 25 лет), они первыми пошли под нож.

Попытка сохранить корпус одной «Лиры» для превращения её в музей успехом не увенчалась.
Титан! Скорее всего это и решило судьбу этих субмарин. При цене на него в 2-3 тыс. долларов США за тонну (1998 г.) их корпуса быстро «утилизировали»; разделка велась на средства зарубежных «спонсоров».

Куда ушли тысячи тонн этого чудо-металла? Хотелось бы верить, что не на «тот» берег.

ЖИДКИЙ МЕТАЛЛ

Помимо «обычных» ядерных реакторов водо-водяного типа (ВВР), применяемых практически на всех АПЛ, в СССР были разработаны реакторы с ЖМТ, имеющие ряд существенных преимуществ перед ВВР, в т.ч. динамичность – способность к очень быстрому поднятию мощности.

На лодочных реакторах с ЖМТ было 2 аварии, но они всё-таки считаются принципиально более безопасными, чем ВВР: низкое давление в реакторе исключает тепловой взрыв и выброс радиации наружу; сплав при разгерметизации быстро затвердевает, закупоривая пробоину; в нём возникает лишь невысокая наведённая радиоактивность;

при авариях ЖМТ способен удерживать значительную часть радиоактивного йода – главной опасности для людей;

реактор способен самопроизвольно уменьшать мощность в аварийных ситуациях и т.д.

Артем ДЕНИСОВ
Иллюстрации из архива автора
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Observer
Site Admin

   

Зарегистрирован: 17.10.2012
Сообщения: 1430

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 05, 2012 10:22 am    Заголовок сообщения: Титановый меч (Проект 705) «Лира Ответить с цитатой

militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?f=11&t=468&start=40


Source URL: http://warcyb.org.ru/news/titanovyj_mech_proekt_705_lira/2012-02-26-473

Титановый меч (Проект 705) «Лира»

В конце 50-х годов, когда начиналась программа создания отечественных противолодочных ПЛАТ, было принято решение о создании высокоавтоматизированных и скоростных ПЛАТ. АПЛ проекта 705 (шифр «Лира», по классификации НАТО «Alfa») — пожалуй, самый яркий и неоднозначный корабль в истории отечественного подводного кораблестроения.


Одновременно с работами по атомным подводным лодкам проектов 627, 645 и 671 в ленинградском СКБ-142 шел энергичный поиск новых, нетрадиционных технических решений, способных обеспечить качественный прорыв в развитии подводного кораблестроения.


В 1959 году один из ведущих специалистов СКБ — А.Б. Петров — вышел с предложением о создании малогабаритной одновальной комплексно-автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа.


По замыслу, новый корабль, своеобразный «подводный истребитель-перехватчик», располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника.

При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.

Малое водоизмещение лодки (порядка 1500 т) в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения «домой» — самостоятельно швартоваться.

После весьма бурных дебатов с участием представителей промышленности и ВМФ, а также внесения в проект ряда существенных изменений, идея подобной АПЛ была поддержана руководством Минсудпрома и военными. В частности, ее сторонниками стали министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома и Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков.

Техническое предложение по проекту было подготовлено в начале 1960 года, а 23 июня 1960 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки проекта 705. 25 мая 1961 г. появилось другое постановление, разрешающее научному руководству и главному конструктору проекта при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения.

Это в значительной степени «развязало руки» создателям новой АПЛ, позволило воплотить в ее конструкцию наиболее смелые, опережающие время технические решения.

Работу по проекту 705 возглавил главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его сменил В.А. Ромин). Общее руководство программой возложили на академика А.П. Александрова.


Главными наблюдающими от ВМФ были В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко. Создание АПЛ проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, курировавшего оборонную промышленность, «общенациональной задачей».


К участию в программе привлекли мощные научные силы, в частности, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.

АПЛ проекта 705 (затем 705К) предназначались для уничтожения подводных лодок противника при выходе их из баз, на переходе морем, а также на позициях предполагаемого использования оружия против береговых объектов.


Они могли привлекаться и для борьбы с надводными кораблями, а также транспортами во всех районах мирового океана, включая Арктику.

Подводная лодка проекта 705 (705К) — двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из титанового сплава (был разработан ЦНИИ металлургии и сварки под руководством академика И.В. Горынина, также титановые сплавы применялись и для изготовления других элементов конструкции и корабельных систем), по всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки — «лимузинного» типа.


Титановый корпус уменьшил магнитное поле, но акустическое поле оказалось все же большим, так как проект создавался в начале 60-х годов.


Тщательная отработка гидродинамических обводов корпуса лодки велась учеными московского филиала ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского под руководством К.К. Федяевского.

Принимался ряд мер по снижению физических полей корабля, а также повышению его взрывостойкости за счет новых конструкционных решений и более эффективной амортизации.

Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепроницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.

Лодка (впервые в мире) была оснащена всплывающей рубкой (всплывающей спасательной камерой (СВК)), предназначенной для спасения одновременно всего экипажа при всплытии с глубины вплоть до предельной, при больших величинах крена и дифферента.

Носовые горизонтальные рули были выполнены убирающимися в корпус и размещены ниже КВЛ.

Основное вооружение включало шесть носовых 533-мм ТА с системой быстрого заряжания.

АПЛ 705-го проекта должна была иметь водоизмещения в пределах 1500–2000 т и скорость более 40 узлов, что требовало достаточно мощной ЭУ. В качестве варианта ГЭУ рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины.


В итоге остановились на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара. Установка с ЖМТ по сравнению с АЭУ, имеющей традиционный водо-водяной реактор была более компактной, что было немаловажно в данном случае. Расчеты показывали, что установка с ЖМТ обеспечивала экономию 300 т водоизмещения.

Предложение о создании специально для лодки проекта 705 однореакторной двухконтурной паропроизводящей установки по типу ППУ лодки проекта 645 поступило в 1960 году от ОКБ «Гидропресс». Вскоре было принято правительственное решение о разработке такой установки. Научным руководителем работ был назначен академик А.И. Лейпунский.

Одновременно проектировалось два альтернативных типа АЭУ: в ОКБ «Гидропресс» под руководством главного конструктора В.В. Стекольникова создавалась БМ-40А (блочная, двухсекционная, два паропровода, два циркуляционных насоса), а в горьковском ОКБМ под руководством И. И. Африканова — ОК-550 (блочная, с разветвленными коммуникациями первого контура с тремя паропроводами и тремя циркуляционными насосами).

Одновальная АЭУ ОК-550 была выполнена по однореакторной схеме с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и смонтирована на обычном фундаменте балочного типа. Турбозубчатый агрегат смонтирован на фундаменте с новой системой амортизации, наиболее шумное оборудование установлено на пневматических амортизаторах. Паротурбинная установка ОК-7К — одновальная, блочной конструкции.

На лодке было установлено два вспомогательных движительных комплекса (2 х 100 кВт), размещенных в герметических гондолах в горизонтальных стабилизаторах и снабженных гребными винтами с поворотными лопастями.

Имелось два синхронных генератора переменного трехфазного тока (2 х 1500 кВт, 400 в, 400 Гц). Каждый генератор обеспечивает энергией все потребители своего борта. Установлена вспомогательная дизель-генераторная установка (500 кВт, 300 В) и аварийная аккумуляторная батарея из 112 элементов.

Новый реактор позволил сократить длину ПЛАТ, увеличить скорость, но оказался очень капризными. Электроэнергетическая система впервые на ПЛА была выполнена на токе повышенной частоты — 400Гц.

В ходе проектирования число отсеков прочного корпуса было увеличено с трех до шести, в полтора раза возросло водоизмещение. Менялась численность экипажа корабля.

Первоначально предполагалось, что она составит 16 человек, однако в дальнейшем, по требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана). Затем экипаж был увеличен до 32 человек. Уменьшение экипажа обусловило и более жесткие требования по надежности оборудования. Ставилась задача устранения необходимости его обслуживания в течение всего плавания.

Жилые, медицинские и санитарные помещения расположены на средней палубе 3-го отсека, камбуз и провизионные помещения — на нижней палубе того же отсека. Кают-компания позволяла одновременно принимать пищу 12 членам экипажа.

Для АПЛ проекта 705 создавались новые боевые и технические средства на основе последних достижений науки и техники 60-х годов, имеющие существенно улучшенные массогабаритные характеристики. Для того чтобы уложиться в рамки технического задания, требовалось сократить экипаж АПЛ до уровня, приблизительно соответствующего экипажу стратегических бомбардировщиков 40-50-х годов. В результате было принято революционное для своего времени решение о создании для АПЛ комплексной автоматизированной системы управления. В ЦКБ при заводе им. Кулакова (ныне — ЦНИИ «Гранит») для корабля была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аккорд», позволившая сосредоточить все управление АПЛ на центральном посту.

Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением.

Несение постоянных вахт у отдельных механизмов и устройств не было предусмотрено. По готовности №1 и №2 производился лишь периодический обход необслуживаемых отсеков вахтенными. Боевая смена в реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа.

РЭВ включало в себя автоматизированный ГАК «Океан», автоматизированный комплекс автономных средств навигации «Сож», систему автоматического управления оружием «Сарган», автоматическую систему радиационного контроля «Альфа», автоматизированный комплекс средств радиосвязи Молния», телевизионно-оптический комплекс ТВ-1, РЛС «Бухта», система единого времени «Платан» и система внутрикорабельной связи «Элипсоид».

Лодка была оснащена универсальным перископом «Сигнал». Для программного, автоматического и ручного управления движением и стабилизацией АПЛ по курсу на ходу, а также по глубине погружения (на ходу и без хода) служила система «Боксит». Автоматическая дифферентовка на ходу производилась при помощи системы «Тан». Управление и контроль за работой энергетической установки, а также электроэнергетической системы и общесудовых систем и устройств обеспечивались системой «Ритм».

В качестве резервных двигателей использовались ЭД мощностью по 100 кВт, расположенные в гондолах на кормовых горизонтальных стабилизаторах.

Для сокращения габаритов и массы электрооборудования на кораблях пр. 705 и 705К использовали ЭЭС переменного тока повышенной частоты 400 Гц, напряжением 380 В. На этих лодках, впервые в отечественной практике, применили пневмогидравлические торпедные аппараты с глубиной стрельбы от перископной до предельной. Впервые в мировой практике лодка имела всплывающую спасательную рубку (камеру), вмещавшую в себя весь экипаж.

Строительство опытной подводной лодки проекта 705 (К-64) с атомной энергетической установкой ОК-550, которая должна была стать прототипом большой серии противолодочных атомоходов, было начато в эллинге Ленинградского адмиралтейского объединения 2 июня 1968 г. 22 апреля 1969 г. корабль был спущен на воду. В конце он прибыл на базу в Западную Лицу и 31 декабря вступил в строй Северного флота, войдя в состав 1-й флотилии 3-й дивизии ПЛ.

Однако лодку преследовали неудачи. В период швартовых испытаний вышла из строя одна из автономных петель первого контура. В начальный период эксплуатации вышла из строя вторая петля. Было выявлено и растрескивание сварного титанового корпуса.

Тем не менее, в 1972 году была сдана курсовая задача №1. При подготовке к выходу в море для отработки курсовой задачи №2 начался процесс затвердевания теплоносителя первого контура. Все меры по предотвращению аварии оказались безрезультатными. В конечном итоге теплоноситель полностью застыл, и реактор был заглушен.

19 августа 1974 г. К-64 была выведена из боевого состава. Ранее, в 1972 году было решение о приостановке дальнейших работ по заложенным лодкам 705-го проекта до выяснения и устранения причин выхода из строя первого контура реактора.

Неудача с головным кораблем на длительное время задержала ход реализации программы, однако не привела к ее прекращению. В Северодвинске начались работы по строительству серии из трех усовершенствованных лодок проекта 705К (шифр «Лира») Последний, четвертый корабль в серии, был разобран на стапеле (?).

Лодки пр. 705К имели блочную ППУ марки БМ-40А (с двумя ПГ и параллельно работающими циркуляционными турбонасосами сплава вместо трех ПГ и трех насосов у ОК-550), смонтированную на фундаменте с двойной системой амортизации (ППУ типа ОК-550 была смонтирована на обычном фундаменте балочного типа). ППУ БМ-40А (150000кВт) — однореакторного типа. В качестве теплоносителя первого контура был использован эвтектический сплав свинец-висмут.

Длина прочного корпуса пр. 705К соответствовала длине прочного корпуса опытной ПЛА К-64, в то время как на серийных кораблях пр. 705 она была увеличена на две шпации в районе реакторного отсека. ТЗА и наиболее шумящие механизмы разместили на пневматических амортизаторах.

Появление лодок пр.705 и 705К стало настоящей сенсацией, так как комбинация высокой скорости сопоставимой со скоростью противолодочных средств, большой глубины погружения и высокой маневренности вынудила наших вероятных противников создавать новое поколение противолодочного оружия, все существовавшее казались американцам неэффективным. Благодаря особенностям своей энергетической установки, которой не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водо-водяными реакторами, ПЛ 705 проекта могли развить полный ход в течение минуты. Большая скорость позволяла быстро зайти в «теневой» сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно лодка и была обнаружена гидроакустиками противника. Высокие скоростные и маневренные характеристики АПЛ пр. 705 позволили отработать эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. В частности, лодка могла на максимальной скорости хода осуществить циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигаться в обратном направлении. Обводы корпуса лодок обеспечивали минимальное отражение гидро-аккустических сигналов, что затрудняло атаку «Альфы» кораблями противника, использующими ГАС в активном режиме.

Однако в ходе эксплуатации лодок проекта 705 проявились и существенные недостатки, препятствующие их эффективному использованию. В частности, возникли серьезные трудности с обеспечением базирования (из-за необходимости постоянного поддержания первого контура реактора в горячем состоянии). Были необходимы регулярные специальные операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянный контроль за его состоянием и периодическая регенерация (удаление окислов). Оказались неразрешимыми и многие эксплуатационные вопросы. В частности, так и не удалось реализовать на практике идею создания двух экипажей АПЛ — «морского» и «берегового», обеспечивающего эксплуатацию и обслуживание АПЛ при нахождении ее на базе.

Печально, что все эти недостатки фактически зачеркнули подлинное «русское подводное чудо». Ведь комплексная автоматизация по большому счёту себя полностью оправдала, а АЭУ с ЖМТ еще не сказала своего последнего слова.

В результате карьера ПЛ 705 проекта, несмотря на их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной.



Ее «закату» способствовала и пресловутая перестройка, в результате которой вооруженные силы начали быстро лишаться финансирования.

К-123 вошла в историю одним из самых продолжительных в истории отечественного подводного флота капитальным ремонтом, продолжавшимся более девяти лет — с июня 1983 по август 1992 г. В июле 1997 г. этот корабль был исключен из состава флота. Остальные ПЛ были исключены из состава ВМФ значительно раньше — в 1990 году.

Следует особо отметить, что за 20 лет своей эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.

В процессе работы по проекту 705 планировалось создать три его модификации. ПЛАРК пр.705А, оснащенную противокорабельным комплексом с подводным стартом «Аметист», ПЛАРБ пр.687(705Б), оснащенную ракетами комплекса Д-5, ПЛАТ пр.705Д которая являлась бы полным аналогом ПЛ пр.705, но была оснащена водо-водяным реактором. Но обе эти лодки так и остались в эскизах.




К-64
16 октября зачислена в списки кораблей ВМФ.
В 1963 году закончено формирование экипажа.
2 июня 1968 года заложена на стапеле Ново-Адмиралтейского ССЗ (Ленинград) как КрПЛ.
22 апреля 1969 года ПЛ спущена на воду. Не смотря на секретность, спуск ПЛ встретила толпа зевак, а «вражеские голоса» известили мир о спуске принципиально новой АПЛ, окрестив ее «Голубой кит».
В 1970 году физический пуск реактора.
15–21 октября 1970 года в доке осуществила переход в Северодвинск на предприятие «Звездочка» для подготовки к ходовым испытаниям. экипаж вошел в состав 339-й ОБСПЛ.
13 ноября 1970 года первый самостоятельный выход в море (на размагничивание).
4 июля 1971 года поступление пара высокого давления в реакторный отсек из-за срыва нештатной заглушки на турбопроводе перегретого пара.
В ноябре 1971 года в период проведения швартовых испытаний, на ПЛ вышла из строя одна из петель первого контура.
23 ноября 1971 года выход на заводские ходовые испытания. За время ходовых испытаний ПЛ имела 29 ходовых дней, прошла 3481,9 миль (1513,7 — в подводном положении), совершила 21 погружение.
5 декабря 1971 года начало государственных испытаний.
24 декабря 1971 года выход на испытания, затем без возврашения в Северодвинск переход в Западную Лицу.
31 декабря 1971 года вступила в строй.
В 1972 году принята в состав КСФ в опытную эксплуатацию, зачислена в 3-ю ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием в Западной Лице.
23 января 1972 года экипаж сдал первую курсовую задачу.
В феврале 1972 года в начальный период опытовой эксплуатации вышла из строя вторая петля первого контура.
В феврале 1972 года ПЛ вывели в резерв, а постройку серийных ПЛ проекта 705 приостановили до выяснения причин выхода из строя первого контура ППУ.
В апреле 1972 года при подготовке к БС произошла авария ГЭУ — в первом контуре застыл ЖМТ. Реактор был заглушен.
3 июня 1972 года вышла для докования на СРЗ-10 в Полярном.
В 1972 году после Полярного отбуксироавана в Северодвинск, на Южные Ягры, где простояла более года.
19 августа 1973 года выведена из боевого состава и после отделения на СРЗ «Звездочка» носовой части (отправленной в Ленинград) в Северодвинске поставлена на прикол.
12–19 октября 1973 года перевод носовой части в ТПД-2 в Ленинград, где превращена в стенд-тренажер для использования в опытовых и учебных целях.
В 1977 году создание Госкомиссии по приемке носовой части (1-й, 2-й и 3-й отсеки) для использования в учебных целях 112-го УЦ СФ.
9 февраля 1978 года ПЛ исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа оборудования и утилизации корпусных конструкций.
В 1978 году кормовые отсеки утилизированы на СМП, при этом реакторный отсек законсервировали и поставили на отстой на о. Ягры в Северодвинске.
В июне 1978 года представление акта о невозможности использования носовой части в учебном процессе (из-за неработоспособности систем и серьезного разграбления).
31 декабря 1978 года расформирован экипаж.
В 1986 году доставка в УКОПП им. Кирова отдельных блоков, узлов и систем из носового блока. Сам носовой блок, очевидно, разделан на металл на ЛАО в 90-х годах.





К-123, Б-123
16 октября 1962 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
29 декабря 1967 года заложена на СМП в Северодвинске как КрПЛ.
В апреле 1974 года возобновление строительства (после приостановления в 1972 году).
4 апреля 1976 года спущена на воду.
25 июля 1977 года отнесена к подклассу БПЛ.
13 августа — 5 октября 1977 года заводские ходовые испытания.
26 октября — 12 декабря 1977 года Государственные испытания.
12 декабря 1977 года подписан приемный акт корабля (ответственный сдатчик — Грязнухин Г.М.).
17 февраля 1978 года вступила в состав КСФ, зачислена в 33-ю ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ.
1 августа 1978 года зачислена в 6-ю ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ.
17 марта 1979 года введена в состав сил постоянной готовности.
5–12 апреля 1979 года участвовала в КШУ «Разбег-79».
В 1979 году осуществила БС (старший на 1 этапе — кап. 1р. Волков В.В.).
В сентябре 1979 года выполнила глубоководное погружение на предельную глубину в Норвежском море.
В 1979 году осуществила БС (старший — кап. 1р. Маргулис П.М.).
25 января — 16 марта 1980 года осуществила БС (старший — кап. 1р. Маргулис П.М.).
В 1980 году осуществила БС подо льдами Арктики. Оценка «отлично».
В 1981 году осуществила БС. Оценка «отлично».
В апреле 1981 года совместно с К-432 и К-373 участвовала в учении «Север-81». По результатам похода объявлена «отличным» кораблем.
11 сентября 1981 года выведена в резерв по техническому состоянию.
13 октября 1981 года введена в состав сил постоянной готовности.
В апреле 1982 года вышла на БС с 537 экипажем ПЛ. ПЛ вернулась в базу досрочно в связи с аварией ГЭУ. 8 апреля произошла авария с выходом теплоносителя первого контура в кормовые отсеки и распространением активности по всему кораблю.
16 апреля 1982 года выведена в резерв в связи с течью теплоносителя 1-го контура ГЭУ.
В декабре 1982 года переведена на СМП. Переподчинена 339-ой ОБСПЛ СФ.
6 октября 1983 года начат ремонт.
29 января 1985 года перечислена в 339-ой ОБСПЛ СФ.
3 июня 1992 года переклассифицирована в АБПЛ. Присвоен тактический номер Б-123.
27 августа 1992 года окончен ремонт. В ходе работ аварийный отсек с реактором заменен на новый.
В 1992–1995 годах отработка задач курса БП ПЛ, выход в полигоны БП, участие в мероприятиях флота.
В 1995 году касание веера трала БМРТ в полигоне БП.
31 июля 1996 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа оборудования и утилизации корпусных конструкций, поставлена в отстой в Западной Лице.




К-316
3 ноября 1966 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
9 февраля 1967 года закончено формирование экипажа.
26 апреля 1969 года заложена на стапеле Ново-Адмиралтейского ССЗ (Ленинград) как КрПЛ.
24 июля 1969 года экипаж окончил обучение в УЦ ВМФ.
1 августа 1969 года экипаж прибыл в Ленинград и включен в состав 39-й ОБСПЛ.
В 1971–1976 годах экипаж занимал 1-е место по итогам боевой и политической подготовке в 39-ой ОБСПЛ и награждался переходящим Красным Знаменем командира бригады.
24 февраля — 21 апреля 1974 года экипаж проходил стажировку на кораблях 33-й ДиПЛ.
25 июля 1974 года ПЛ спущена на воду. Не смотря на то, что спуск осуществлялся ночью («белой»), вся набережная Невы была заполнена людьми.
12 июня 1975 года начало швартовных испытаний.
25 июля 1977 года отнесена к подклассу БПЛ.
7–22 октября 1977 года в доке осуществила переход в Северодвинск на предприятие «Звездочка» для подготовки к ходовым испытаниям. экипаж вошел в состав 339-й ОБСПЛ.
1–13 февраля 1978 года проведены комплексные швартовные испытания.
13 июня — 17 июля 1978 года заводские ходовые испытания.
3–22 сентября 1978 года Государственные испытания (председатель комиссии — кап. 1 р. Рыков В.П.). Во время испытаний «заклинило» систему управления — ПЛ не могла сбросить ход ниже 40 узлов, неисправность устранили.
30 сентября 1978 года подписан приемный акт корабля (ответственный сдатчик — Мельников Е.П.).
30 октября 1978 года поднят флаг ВМФ.
23 ноября 1978 года вступила в состав КСФ, зачислена в 6-ю ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием в Западной Лице.
3 марта 1979 года ПЛ вступила в кампанию.
25 мая 1979 года 168 экипаж ввел ПЛ в состав сил постоянной готовности.
В 1979 году осуществила БС в Атлантике (старший — командир 6-й ДиПЛ кап. 1р. Волков В.В.). По результатам похода была получена оценка «хорошо».
В декабре 1979 года по итогам боевой подготовки заняла 1 место в 1-й ФлПЛ.
4 сентября 1980 года при переходе из Кандалакшского залива в Северодвинск, следуя скоростью 38,8 узлов в подводном положении на глубине 100 м, отклонилась от курса и вышла на опасную глубину к береговому склону у м. Одинчижный. ПЛ всплыла в 16 кабельтовых от берега. Лодка повреждений не получила. ПЛ поставлена на ремонт на ГМП «Звездочка».
С сентября 1980 по июнь 1981 года экипаж сдавал задачи курса БП и готовился к БС.
В 1981 году осуществила БС. Во время выполнения БС с 7 по 12 июня принимала участие в учениях «Север-81».
С октябрь 1981 года по февраль 1982 года находилась в доковом ремонте на СРЗ-10.
В марте — мае 1982 года экипаж сдавал задачи курса БП и готовился к БС.
В 1982 году осуществлена БС с оценкой «хорошо».
В 1983 году осуществлена БС с 313 экипажем. Поход проходил в арктических районах. при нахождении ПЛ подо льдом произошло возгорание ГРЩ, пожар был потушен, пострадавших не было.
В апреле 1983 года совместно с К-432, К-493 и К-463 участвовала в учении «Океан-83».
29 мая — 13 июня 1983 года участвовала в учении «Разбег-83».
В 1984 году осуществлена БС с оценкой «хорошо».
25 декабря 1984 года вышла на БС с 46 экипажем. выход был произведен с задержкой на 10 суток.
27 декабря 1984 года ПЛ вернулась в базу в связи с аварией — невосполнимые потери питьевой воды.
В январе — феврале 1985 года боевое дежурство с 46-м экипажем.
3 июня — 20 июля 1985 года обеспечивала испытания новой техники в Белом и Норвежских морях.
В 1986–1987 годах находилась в составе сил постоянной готовности и выходила в море для отработки задач боевой подготовки.
20 декабря 1987 года выведена из компании.
В августе 1988 года прибыла в Гремиху. На период проведения работ по демонтажу и выгрузке реактора экипаж прикомандирован к 17-й ДиПЛ КСФ.
В январе 1990 года проводились работы по подготовке к выгрузке реактора.
В феврале 1990 года состоялась выгрузка реактора. Данное мероприятие стало первой выгрузкой реактора с ЖМТ в ВМФ.
В апреле 1990 года при была на буксире в Западную Лицу.
19 апреля 1990 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа оборудования и утилизации корпусных конструкций, поставлена в отстой в Западной Лице.
В 1991 году передана в 33-ю ДиПЛ 1-ой ФлПЛ КСФ.
В июне 1995 года отбуксирована в Северодвинск.
31 декабря 1995 года расформирован экипаж.
В 1995–1996 годах утилизирована на СМП.



К-373
27 мая 1971 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
15 августа 1971 года закончено формирование экипажа.
26 июня 1972 года заложена на стапеле Ново-Адмиралтейского ССЗ (Ленинград) как КрПЛ.
25 июля 1977 года отнесена к подклассу БПЛ.
19 апреля 1978 года ПЛ спущена на воду.
В 1974 году в доке осуществила переход в Северодвинск на предприятие «Звездочка» для подготовки к ходовым испытаниям. экипаж вошел в состав 339-й ОБСПЛ.
29 декабря 1979 года подписан приемный акт корабля (ответственный сдатчик — Чистяков Б.Г.).
12 января 1980 года вступила в состав КСФ, зачислена в 6-ю ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием в Западной Лице.
12 июль 1980 года вошла в состав сил постоянной готовности.
В 1980 году в конце октября вышла и осуществила БС (старший — НШ 6-й ДиПЛ кап. 1р. Маргулис П.М.). Отработано взаимодействие с противолодочной авиацией по поиску и слежению за ПЛ. Поставленные задачи успешно решены.
В апреле 1981 года совместно с ПЛ К-123 и К-432 приняла участие в учениях «Север-81». Поставленные задачи успешно решены.
В 1981 году дважды осуществила БС.
3 декабря 1981 года объявлена лучшим кораблем в 6-й ДиПЛ.
Летом 1982 года корабль около месяца находился в доке СРЗ г. Полярный.
В декабре 1982 года объявлена лучшим кораблем в 6-й ДиПЛ.
В 1982–1983 годах осуществлена БС.
В апреле 1983 года вышла на БС с 46 экипажем ПЛ. В течении 21 часа 40 минут выполняла слежение за иностранной ПЛ.
В 1984 году выполнила БС. В походе участвовала в учении «Океан-84».


22 июня 1984 года при следовании Мотовским заливом в надводном положении в условиях плохой видимости столкнулась с РПК К-140 и в результате удара получила повреждения обшивки легкого корпуса и обтекателя ГАК.
26 июня 1985 года выполнена торпедная атака отряда боевых кораблей, признана лучшей на 1-й ФлПЛ.
В 1985 году вышла на БС с 46 экипажем ПЛ.
В 1986–1987 годах находилась в составе сил постоянной готовности и выходила в море для отработки задач боевой подготовки.
8 декабря 1989 года поставлена в средний ремонт на СМП.
19 апреля 1990 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа оборудования и утилизации корпусных конструкций, поставлена на прикол в Западной Лице.
В июне 1991 года передана в 33-ю ДиПЛ 1-ой ФлПЛ КСФ.
1 января 2002 года передана в 11-ю ДиПЛ 1-ой ФлПЛ КСФ.




К-432
12 января 1968 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
12 ноября 1968 года заложена на стапеле СМП (Северодвинск) как КрПЛ.
25 июля 1977 года отнесена к подклассу БПЛ.
3 ноября 1977 года спущена на воду.
В декабре 1978 года начаты заводские ходовые испытания.
31 декабря 1978 года вступила в строй. подписан приемный акт корабля (ответственный сдатчик — Горячев Ю.В.). перешла в Западную Лицу.
10 января 1979 года поднят Военно-морской флаг.
12 марта 1979 года вошла в состав КСФ, зачислена в 6-ю ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием в Западной Лице.
30 марта 1980 года вошла в состав сил постоянной готовности.
В 1980 году выполнила БС.
В 1980 году выполнила БС с 168 экипажем ПЛ.
В апреле 1981 года совместно с ПЛ К-123 и К-373 приняла участие в учениях «Север-81».
В 1981 году выполнила БС.
В 1981 году с экипажем ПЛ К-123 участвовала в поисково-противолодочной операции «Бетон».
12 октября 1981 года при была в Северодвинск на ремонт.
В 1982 году с экипажем ПЛ К-493 выполнила БС.
В 1982 году выполнила БС.


12 марта 1983 года награждена переходящим призом командующего 1-й ФлПЛ СФ «За лучшую торпедную атаку».
В 1983 году выполнила БС.
В апреле 1983 года совместно с ПЛ К-316, К-493 и К-463 приняла участие в учениях «Океан-83».
В 1983 году выполнила БС с 537 экипажем ПЛ.
В 1984 году находилась в состав сил постоянной готовности.
В 1985–1986 годах выполняла задачи БС.
В 1986–1988 год находилась в состав сил постоянной готовности.
19 апреля 1990 года выведена из боевого состава.
28 августа 1994 года поставлена на прикол в Северодвинске.
28 ноября 1994 года перечислена в состав 339-й ОБСПЛ КСФ.
19 апреля 1996 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа оборудования и утилизации корпусных конструкций.
В 1996 году Разделана на металл.

К-463
29 августа 1974 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
1 февраля 1975 года закончено формирование экипажа.
26 июня 1975 года заложена на стапеле Ново-Адмиралтейского ССЗ (Ленинград) как КрПЛ.


25 июля 1977 года отнесена к подклассу БПЛ.
31 апреля 1981 года ПЛ спущена на воду.
Весной 1981 года в доке осуществила переход в Северодвинск на предприятие «Звездочка» для подготовки к ходовым испытаниям. экипаж вошел в состав 339-й ОБСПЛ


30 декабря 1981 года подписан приемный акт корабля (ответственный сдатчик — Юдин А.А.).
30 декабря 1981 года при была в Западную Лицу.
9 февраля 1982 года вступила в состав КСФ, зачислена в 6-ю ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием в Западной Лице.
16 апреля 1982 года вошла в состав сил постоянной готовности с 313 экипажем.



В 1982 году выполнила БС. В один из дней имела большую течь в 1-м отсеке. после всплытия был смыт за борт помощник командира по РЭВ кап. 3р. И. Горелов.

На 19 сутки корабль возвращен в базу. Оценка за БС — «неудовлетворительно».
В апреле 1983 года совместно с ПЛ К-316, К-493 и К-432 приняла участие в учениях «Океан-83». Поставленные задачи успешно решены.


В 1983 году отрабатывала и сдавала задачи в море. выполнила БС.
В 1983–1984 годах выполнила БС с 46-м экипажем ПЛ. БС была увеличена на 10 суток. Оценка — «отлично».
В 1984 году выполнила БС.


В 1985 году выполнила БС с 313-м экипажем ПЛ.
В 1986 году при знана лучшей в ВМФ по противолодочной подготовке.
Весной 1987 года при знана лучшей АПЛ СФ по противолодочной подготовке.
В сентябре — октябре 1987 года при нимала участие в учениях СФ.
5 ноября 1987 года подтвердила звание «Отличная ПЛ». Завоевала приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке.
19 апреля 1990 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа оборудования и утилизации корпусных конструкций, поставлена на прикол в Западной Лице.
В июне 1991 года передана в 33-ю ДиПЛ 1-ой ФлПЛ КСФ.
28 августа 1994 года поставлена на отстой в г. Северодвинск.
1 сентября 1994 года расформирован экипаж.
В 1994 году утилизована на СМП.
В апреле 1995 года Блок реакторного отсека с приваренными цистернами плувучести находился в губе Сайда.

К-493
21 января 1972 года заложена на СМП в Северодвинске как КрПЛ.
3 декабря 1973 года зачислена в списки кораблей ВМФ.
1 декабря 1974 года На базе 33-й ДиПЛ сформирован экипаж.
25 июля 1977 года отнесена к подклассу БПЛ.
21 сентября 1980 года спущена на воду.
30 сентября 1981 года вступила в строй. подписан приемный акт корабля (ответственный сдатчик — Грязнухин Г.М.).
1 октября 1981 года поднят Военно-морской флаг.
23 ноября 1981 года вступила в состав КСФ, зачислена в 6-ю ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ.
3 декабря 1981 года введена в состав сил постоянной готовности 168-м экипажем ПЛ.
В 1982 году осуществила БС с 168-м экипажем ПЛ.
В 1982–1983 годах ремонт в Северодвинске.
В 1983 году осуществила БС (старший — кап. 1р. Муравьев А.В.). Во время БС участвовала в учениях «Океан-83».
В 1983 году осуществила БС с 168-м экипажем ПЛ.
В 1984 году осуществила БС (старший — кап. 1р. Муравьев А.В.). из-за выхода из строя установки регенерации воздуха УЭРВ-К, весь поход прошел с использованием пластин В-64. Экипаж дышал воздухом с повышенным содержанием СО2.
В 1984 году осуществила БС с 537-м экипажем ПЛ.
В 1985 году осуществила 2 БС. Перед выходом на контрольный выход перед второй БС произошла авария (поступление радиоактивного сплава в 4-й отсек). В течении месяца экипаж занимался дезактивацией. Но в поход ПЛ вышла с нарушением нормативеых документов по содержанию аэрозолей в воздухе (ненормальная радиационная обстановка).
В 1986 году осуществила БС.
В 1987–1989 годах находилась в составе сил постоянной готовности.
В 1989 году участвовала в учениях 1-й ФлПЛ. Имела серьезную течь по питательной воде.
В 1989 году отбуксирована в Гремиху для демонтажа реактора, после завершения операции возвращена в Западную Лицу.
19 апреля 1990 года выведена из боевого состава.
В июне 1991 года перечислена в состав 33-й ДиПЛ КСФ.
21 ноября 1995 года На буксире доставлена в Северодвинск. поставлена на прикол.
18 декабря 1995 года перечислена в 339-ой ОБСПЛ СФ.
19 апреля 1996 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа оборудования и утилизации корпусных конструкций.
В 1996 году разобрана на металл.



Тактико-технические характеристики Проект 705 и 705К «Лира»
Водоизмещение надводное, м. куб. 2300
Водоизмещение подводное, м. куб. 3180
Длина, м 81,4
Ширина, м 10,0
Осадка, м 7,6
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 155
Скорость в надводном положении, узлов 14,0
Скорость в подводном положении, узлов 41,0
Глубина погружения рабочая, м 320
Глубина погружения предельная, м 400
Автономность, суток 50
Экипаж, чел. 32


Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм 6 х 533, боезапас (тип) торпед и мин 20 (торпеды САЭТ-60 и СЭТ-65 или 24 (36?) мины ПМР-1 и ПМР-2), ПУТС «Сарган»

Вооружение радиоэлектронное: БИУС «Аккорд» (МВУ-III), НК «Сож», КСС «Молния», ГАК «Енисей» (МГК-1001), РЛК «Чибис», ТК ТВ-1.

http://www.snariad.ru/submarin/submarin_705/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум АЭС специалистов с осколков СССР -> 0901 Опыт создания атомного подводного-надводного флота Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Знать. Уметь. Предвидеть. Работать с Атомом без права на риск.


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS