Мы думаем о Настоящем, Прошлом и Будущем
Список форумов Форум АЭС специалистов с  осколков СССР

Форум АЭС специалистов с осколков СССР

АЭС проблемы из первых рук Операторы. Техники. Исследователи О радиации. Надёжности. Прошлом и Будущем
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Прикованный к атомной галере имеет право знать правду о пробоинах в Корабле Предупредить, когда увидел рифы, почувствовал приближение бури
05 Машин В.А Статьи по Психо-физич аспектам персонала АЭС

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум АЭС специалистов с осколков СССР -> 1002 Психофизические требования к работникам служб АЭС
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Observer
Site Admin

   

Зарегистрирован: 17.10.2012
Сообщения: 1409

СообщениеДобавлено: Ср Окт 24, 2012 7:21 pm    Заголовок сообщения: 05 Машин В.А Статьи по Психо-физич аспектам персонала АЭС Ответить с цитатой

05 Машин В.А Статьи по Психо-физич аспектам персонала АЭС

Source URL: http://mashinva.narod.ru/safety.html

PS
Закачка в PDF на сайте

Культура безопасности АЭС: Человеческий фактор.
26.09.2012 [ English Version ]

#
Машин В.А. Повышение эффективности деятельности персонала АЭС. Ред. 1. (2012) Рукопись статьи
На сегодняшний день, для отечественной атомной отрасли актуальной стоит задача создания и реализации единой комплексной программы повышения надежности деятельности персонала. В данной статье изложена методология сокращения количества ошибок и нарушений в действиях человека, апробированная в атомной отрасли США и получившая название "Повышение эффективности деятельности человека" (Human Performance Improvement - HPI). Рассмотрены базовые принципы и модели HPI подхода, методы и инструменты для предупреждения неверных действий человека и снижения их последствий, а также общие вопросы внедрения HPI подхода на предприятиях атомной отрасли.
Ключевые слова: эффективность деятельности человека, активные и латентные ошибки, предвестники ошибок, критические шаги, культура безопасности.

#
Машин В.А. Повышение эффективности деятельности человека в атомной энергетике. 2012. Материалы к презентации для совещания Главных инженеров атомных станций Концерна «Росэнергоатом» (10-13.04.2012)
За последние 10 лет, число нарушений, связанных с ошибками персонала, остается в отрасли на одном уровне. Отсутствует общая корпоративная программа, поддерживаемая центральным аппаратом и побуждающая все станции к дальнейшему сокращению числа ошибок персонала.
В данной презентации представлена методология сокращения числа ошибок персонала, которая строится на принципах программы "Повышения эффективности деятельности человека" - Human Performance Improvement (HPI). Данный подход, предложенный Институтом по эксплуатации атомных электростанций США (Institute of Nuclear Power Operations - INPO), построен на анализе природы человеческой деятельности и включает в себя широкий набор методов и инструментов, направленных на сокращение числа ошибок персонала.
Ключевые слова: человеческая ошибка, повышение эффективности деятельности человека, принципы деятельности человека, предвестники ошибок, критические шаги, Культура справедливых отношений

#
Машин В.А. Культура безопасности и система сбора, учета, классификации и анализа событий низкого уровня. Электрические станции, 2012. № 8. С. 20-28. Статья
В связи с внедрением на атомных станциях Концерна "Росэнергоатом" корпоративной системы сбора, учета, классификации и анализа событий низкого уровня, проанализирована роль этой системы с позиций современных тенденций в развитии концепции культуры безопасности. Показана ее тесная связь с культурой предоставления сообщений и культурой обучения. Рассмотрены важнейшие факторы, влияющие на эффективность систем добровольного предоставления сообщения. Особое внимание уделяется формированию среды справедливых отношений в организациях.
Ключевые слова: культура безопасности, культура предоставления сообщений, культура справедливых отношений, система учета событий низкого уровня.

#
Машин В.А. О нарушениях в работе атомных станций, обусловленных человеческим фактором. Электрические станции, 2012. № 3. С. 9-15. Cтатья
Рассмотрен метод психологического анализа причин неправильных действий персонала, представленный в "Методических указаниях по анализу причин нарушений в работе атомных станций" (РД ЭО 0095-2004). Проанализированы типология неправильных действий и классификатор коренных причин ошибок персонала. Сформулированы рекомендации к совершенствованию метода психологического анализа причин неправильных действий персонала.
Ключевые слова: анализ причин нарушений, человеческий фактор, типы ошибок, источники и причины неверных действий персонала

#
Машин В.А. Метод психологического анализа причин неправильных действий персонала. Аналитический обзор. Доклад для семинара "Работа психолога в комиссии по расследованию нарушений в работе АС, связанных с неправильными действиями персонала", 14.02-17.02.2012. ЦИПК, г. Обнинск. Презентация
Используя современные подходы проанализирован метод психологического анализа причин неправильных действий персонала, представленный в "Методических указаниях по анализу причин нарушений в работе атомных станций" (РД ЭО 0095-2004). Проанализированы типология неправильных действий и классификатор коренных причин ошибок персонала. Сформулированы рекомендации к совершенствованию метода психологического анализа причин неправильных действий персонала. Представлены примеры классификаций и причин неверных действий с позиций современных подходов в этой области.
Ключевые слова: анализ причин нарушений, человеческий фактор, типы ошибок, источники и причины неверных действий персонала

#
Машин В.А. Человеческий фактор. Оптимизация работы команды (Базовый курс, 2011) Оглавление
Основные характеристики группы, влияющие на эффективность и безопасность эксплуатации и технического обслуживания АЭС.

#
Машин В.А. Человеческий фактор. Вводный курс (2011). Оглавление
Основные характеристики человека, влияющие на эффективность и безопасность оперативной деятельности.

#
Кодекс профессиональной этики персонала BNPP (Руководитель проекта - Машин В.А., 2011). Оглавление
Кодекс профессиональной этики персонала разработан с целью формирования организационной культуры, обеспечивающей надежность и эффективность эксплуатации АЭС "Бушер".

#
Притчи. Ценности и нормы поведения в народной мудрости (Составитель - Машин В.А., 2011). Содержание
Приложение к "Кодексу профессиональной этики персонала BNPP".

#
Машин В.А. Кросс-культурные особенности иранских специалистов. 2011. Рекомендации для российских специалистов
Перечислены основные ценности, культурные особенности поведения, которые необходимо учитывать для эффективного взаимодействия с иранскими специалистами.

#
Машин В.А. Общая процедура оценки сплоченности персонала (2011). Основные принципы
Дано определение групповой сплоченности. Рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на групповую сплоченность, внешние критерии групповой сплоченности и методы их оценки.

#
Машин В.А. Оценка тестовых процедур, применяемых при работе с персоналом (2010). Презентация для семинара
Рассмотрены основные психометрические требования к тестовым процедурам: репрезентативность, надежность, валидность, дискриминативность. Описаны факторы, влияющие на валидность и надежность тестовых процедур. Особое внимание уделено типам надежности и валидности, контроль которых наиболее важен при работе с персоналом. Приведены примеры методов для оценки надежности и валидности тестовых процедур.

#
Машин В.А. Система психологического обеспечения для предприятий атомной энергетики: Отбор (2010). Презентация для семинара
Представлена структура психологического отбора персонала, которая включает в себя оценку 4 важнейших сфер (или сквозных компетенций): (1) личностной сферы (мотивации, отношений, ценностей), (2) когнитивной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления), (3) физиологической сферы (функционального состояния, психоэмоциональной устойчивости), (4) сферы командного взаимодействия (работы в группе, лидерских качеств). Для подготовки заключения по результатам обследований разработан алгоритм кадрового решения. Процесс психологического отбора построен на принципах системного и компетентностного подходов.

#
Машин В.А. Метод исследования человеческого фактора при нарушениях и авариях. Ред 2011.01.11. Анализ человеческих ошибок
Предложен подход к анализу ошибок человека, который развивает следующие концепции: Perceptual Control Theory (Powers W.T., 1973), Model of Information Processing (Hendy K.C., Farrell P.S., 1997), SHEL Model (Edwards E., 1988), Latent Failures Model (Reason J., 1990), The Human Factors Analysis and Classification System - HFACS (Shappell S.A., Wiegmann D.A., 2000), Systematic Error and Risk Analysis - SERA (Hendy K.C., 2003), A Systems Approach to the Investigation of Human Factors in Accidents and Incidents (ICAO, 2000). С помощью данного подхода исследована авария на АЭС Three Mile Island (TMI-2, США, 1979 год).

#
MABP.HFA.exe - Программа для реализации метода исследования человеческого фактора при нарушениях и авариях (Машин В.А., Проект. 2011).
Скриншот программы MABP.HFA.exe - Описание нарушения и событий.
Скриншот программы MABP.HFA.exe - Описание опасных действий и условий.
Скриншот программы MABP.HFA.exe - Создание отчета.

#
Машин В.А. Анализ результатов анкетирования персонала предприятия с целью разработки и внедрения «Кодекса деловой этики». 2009. Оглавление
В данном документе проанализирована надежность анкеты как инструмента измерения, выполнен статистический анализ обобщенных данных и данных по отдельным категориям работающих в целом по анкете и по каждому пункту анкеты. Результаты анализа позволили выделить наиболее напряженные области в деятельности организации, которые необходимо учитывать при разработке и внедрении «Кодекса деловой этики».

#
Машин В.А. Методическое руководство по оценке тестовых процедур, применяемых при работе с персоналом. 2008. [C] Оглавление
В данном руководстве главный акцент сделан на практических методах и процедурах достижения и оценки надежности, валидности и дискриминативности тестовых материалов, применяемых в отборе и психологическом сопровождении персонала, при определении эффективности его деятельности. При этом теоретические вопросы помогают раскрыть содержание основных психометрических показателей тестовых процедур.

#
Машин В.А. Предложения по разработке психофизиологического обеспечения системы Управления Человеческими Ресурсами АЭС. 2008. Содержание
Рассмотрены основные задачи, функции, методы системы психофизиологического обеспечения управления человеческими ресурсами АЭС, требования к персоналу , помещениям, оборудованию, программному обеспечению.

#
Машин В.А. Руководство по разработке моделей компетенций. 2008. [B] Оглавление
Данный документ описывает структуру и общую процедуру разработки модели компетенций на основе системного подхода для использования ее в процессах отбора, развития и оценки деятельности персонала. В качестве примера используются компетенции руководителей АЭС, которые включают все уровни, начиная с оперативных менеджеров, контролирующих работу групп или команд, средних менеджеров и старших менеджеров (включая управляющих станцией и соответствующих организаций по обеспечению). Поскольку в атомной индустрии длительное время основной фукс внимания был сосредоточен на технических аспектах деятельности менеджеров, данный документ сознательно фокусируется главным образом на компетенциях управления.

* MABP360man.exe - Программа для оценки эффективности деятельности по модели компетенций руководителей Nuclear Electric Ltd., UK.
Скриншот программы MABP360man.exe (Старт).
* Скриншот программы MABP360man.exe (Оценка). MABP360ann.exe - Программа для анализа оценок эффективности деятельности по модели компетенций руководителей Nuclear Electric Ltd., UK.
Скриншот программы MABP360ann.exe - график оценок.
* Скриншот программы MABP360ann.exe - анализ оценок. MABP.Kelly.exe - Программа для экспертной оценки эффективности деятельности руководителей на основе метода Келли.
Скриншот программы MABP.Kelly.exe - составление конструктов.
Скриншот программы MABP.Kelly.exe - оценка субъектов на основе конструктов.
* MABP.PairComp.exe - Программа для парных сравнений экспертами эффективности деятельности руководителей.
Скриншот программы MABP.PairComp.exe - парные сравнения группы руководителей.
Скриншот программы MABP.PairComp.exe - анализ парных сравнений, выполненых экспертами.


#
Машин В.А. Методическое пособие по проведению структурированных интервью для выявления компетенций и поведенческих индикаторов. 2008. [C] Оглавление
В данном документе рассмотрены вопросы организации и проведения интервью по получению поведенческих примеров (Д. МакКлелланд), структурированное поведенческое интервью Дж. Дое, представлены вопросы для поведенческого интервью У. Ларсона и банк вопросов, основанных на компетенциях, для проведения структурированного интервью.

#
Машин В.А. Руководство по проведению совещаний с использование Техники Номинальной Группы. 2008. [C] Оглавление
Данное Руководство включает в себя основные понятия, касающиеся техники номинальной группы, и процедуру проведения совещаний на основе техники номинальной группы (Nominal Group Technique - NGT).

#
Машин В.А. Руководство по применению Техники Репертуарных Решеток для целей ассессмента. 2008. [C] Оглавление
Данной Руководство включает в себя основные понятия, касающиеся техники репертуарных решеток, процедуру планирования и проведения интервью, методы анализа полученных данных.

#
Машин В.А. Психофизиологическая оценка оперативного, диспетчерского и оперативного ремонтного персонала ОАО «АК «Транснефть». Общие требования. ЛПФО НВУТЦ, 2006. Оглавление
Описаны общие требования к системе психофизиологического обеспечения персонала ОАО «АК «Транснефть»: цели, задачи, функции. Рассмотрены нормативные, методические, технические и кадровые вопросы организации системы психофизиологического обеспечения персонала ОАО «АК «Транснефть».

#
Машин В.А. Методическое руководство по организации и проведению психофизиологических обследований персонала: системный подход. 2006. [B] Оглавление
Настоящий документ описывает общие требования к построению системы психофизиологических обследований персонала с использованием системного и компетентного подходов. Документ предназначен для специалистов, занимающихся вопросами Управления Человеческими Ресурсами, включая профессиональный отбор, ежегодные психологические обследования и подготовка персонала по программам Человеческого Фактора. При этом при построении процедуры профессионального отбора (психофизиологического обследования при приеме на работу) используются принципы компетентного подхода, а ежегодные (плановые) психофизиологические обследования рассмотрены в более широком контексте оценки эффективности деятельности персонала.

#
Машин В.А., Никитин В.П. Концепция культуры безопасности. Человеческий фактор. Электрические станции, 1997, No 4, c. 18-22. Статья
Рассмотрены центральные положения культуры безопасности АЭС с позиций человеческого фактора. Обосновывается тезис, что достижение высокой культуры безопасности на отечественных АЭС должно опираться на национальные традиции и особенности развития отечественной атомной энергетики. Формулируется необходимость разработки и реализации программ качественной перестройки системы и методов управления АЭС, профессионального развития персонала АЭС, анализа и устранения коренных причин нарушений, связанных с человеческим фактором. В центре внимания культуры безопасности должны находиться, в первую очередь, человеческие ресурсы, персонал, стиль и методы управления персоналом, социально-психологический климат в производственных коллективах. В процесс формирования культуры безопасности должен быть вовлечен весь персонал, включая высший административный уровень.

#
Машин В.А. Компьютеризованные системы поддержки операторов АЭС (Психологические проблемы). Электрические станции, 1995, No 7, с. 2-7. Статья
С общих позиций безопасности эксплуатации АЭС рассмотрены психологические проблемы, которые возникают при разработке и приложении компьютеризированных систем поддержки операторов на БЩУ АЭС, и возможные негативные последствия при игнорировании этих проблем. Центральное внимание уделяется активным формам операторской деятельности и способам сохранения функций принятия решения за оператором в условиях автоматизированного управления АЭС. Отмечается важность на этапах разработки систем поддержки определить область компетенции человека и автоматики и предусмотреть в проектах условия компенсации перераспределения части задач от оператора к автоматизированным системам.

#
Машин В.А. О психологической проблеме эксплуатации и управления АЭС. Электрические станции, 1994, No 3, с. 36-39. Статья
В предлагаемой статье с позиций психологического анализа рассмотрены резервы повышения безопасности АЭС, обусловленные "человеческим фактором". На основании результатов исследований, которые проводятся в ЛПФО НВУТЦ, описана модель профессионализации оперативного персонала и те важнейшие для безопасности АЭС психологические изменения, которыми сопровождаются основные стадии профессионального развития оператора. Обосновывается два противоположных направления в развитии профессионала: "нисходящее" и "восходящее". В канву анализа вводятся уровни активности поведения оператора: индивидный ("пассивный") и личностный ("активный"). Доказывается, что только личностные формы активности в условиях АЭС могут обеспечить постоянное саморазвитие оператора, а значит и высокий уровень безопасности, надежности и эффективности его действий. Формулируется система условий для поддержания и развития личностных форм активности операторов на протяжении всего профессионального пути, направленная на обеспечение безопасной, надежной и эффективной эксплуатации АЭС. В заключение статьи представлены предложения о развитии психологического обеспечения эксплуатации АЭС и делается вывод о значительных резервах, которые кроются в решении этой задачи.

#
Машин В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека. Вопросы психологии, 1994, No 3, с. 144-149. Статья
В статье представлено краткое теоретическое обоснование нового подхода к наполнению конкретным психологическим содержанием понятия о двух уровнях личностной регуляции поведения человека. Основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае активность субъекта вызывается "внешним" нарушением равновесия - субъект реактивен, в другом субъект сам разрушает установившееся равновесие, направляя свою активность на новые отношения, на новые формы взаимодействия. Анализ двух уровней в психической регуляции поведения человека позволил связать их с двумя центральными для психологии понятиями - индивид и личность. Полученные выводы легли в основу теоретических и экспериментальных исследований, которые проводятся на базе лаборатории психофизиологических обследований Нововоронежского учебно-тренировочного центра подготовки персонала АЭС.

#
Машин В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте (На материале деятельности операторов АЭС). Диссертация кандидата психологических наук. МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет психологии. М., 1994, 170 с.

*
Автореферат
*
Введение
*
Глава 1
*
Глава 2
*
Заключение



#
Машин В.А. Методическое пособие "Общие вопросы организации и проведения психофизиологических обследований персонала АЭС". ЛПФО НВУТЦ, 1991. Оглавление
В данном Пособии рассмотрены методологические и методические вопросы организации и проведения психофизиологических обследований персонала АЭС.


Последний раз редактировалось: Observer (Сб Ноя 03, 2012 10:32 am), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Observer
Site Admin

   

Зарегистрирован: 17.10.2012
Сообщения: 1409

СообщениеДобавлено: Ср Окт 24, 2012 7:41 pm    Заголовок сообщения: Машин Культура безопасности и система сбора .Анализ событий Ответить с цитатой


http://mashinva.narod.ru/safety.html


Машин В.А
Культура безопасности и система сбора, учета, классификации и анализа событий низкого уровня.




Скачать
http://www.4shared.com/office/WZQwycHf/Machin_Kultura_Besopasnosti_.html

и с сайта
http://mashinva.narod.ru/safety.html

Статья в журнале " Электрические станции, 2012. № 8.




"Культура безопасности – это такой набор характеристик и аттитюдов1
организаций и отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам
безопасности атомной станции, как обладающим высшим приоритетом,
уделяется внимание, определяемое их значимостью" [1].

В 90-е годы в различных высокотехнологичных отраслях широко распространилось

понимание того, что организационная культура является ключевым фактором в условиях

безопасности и что развитие культуры, которая поддерживает безопасность, может помочь
снизить количество аварий, происходящих в сложных социотехнических системах [3].

Это привело к повсеместному использованию термина "культура безопасности
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Observer
Site Admin

   

Зарегистрирован: 17.10.2012
Сообщения: 1409

СообщениеДобавлено: Ср Окт 24, 2012 7:43 pm    Заголовок сообщения: Машин Повышение эффективности деятельности персонала АЭС Ответить с цитатой

Машин В.А.

Повышение эффективности деятельности персонала АЭС. Ред. 1. (2012)

Рукопись статьи

Source URL: http://mashinva.narod.ru/safety.html

Скачать
http://www.4shared.com/office/saPu2cOn/Machin_Psih_Prrs_Treb_Person_A.html


На сегодняшний день, для отечественной атомной отрасли актуальной стоит задача создания и реализации единой комплексной программы повышения надежности деятельности персонала.



В данной статье изложена методология сокращения количества ошибок и нарушений в действиях человека, апробированная в атомной отрасли США

и получившая название
"Повышение эффективности деятельности человека" (Human Performance Improvement - HPI).



Рассмотрены базовые принципы и модели HPI подхода, методы и инструменты для предупреждения неверных действий человека и снижения их последствий, а также общие вопросы внедрения HPI подхода на предприятиях атомной отрасли.


Ключевые слова: эффективность деятельности человека, активные и латентные ошибки, предвестники ошибок, критические шаги, культура безопасности.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Observer
Site Admin

   

Зарегистрирован: 17.10.2012
Сообщения: 1409

СообщениеДобавлено: Ср Окт 24, 2012 7:47 pm    Заголовок сообщения: Машин В.А. Культура безопасности АЭС и человеческий фактор Ответить с цитатой

Психофизические требования к работникам служб АЭС

Подумай-какая надежда на
не любознательного, нерешительного,
не сомневающегося в своих действия или с плохой памятью




Source URL:
http://mashinva.narod.ru/safety.html

Машин В.А. Культура безопасности АЭС и человеческий фактор



Рефераты статей

Требования к персоналу АЭС
http://www.4shared.com/office/saPu2cOn/Machin_Psih_Prrs_Treb_Person_A.html

26.09.2012 [ English Version ]

#
. Повышение эффективности деятельности персонала АЭС.

Ред. 1. (2012) Рукопись статьи




На сегодняшний день, для отечественной атомной отрасли актуальной стоит задача создания и реализации единой комплексной программы повышения надежности деятельности персонала.

В данной статье изложена методология сокращения количества ошибок и нарушений в действиях человека, апробированная в атомной отрасли США и получившая название

"Повышение эффективности деятельности человека" (Human Performance Improvement - HPI).


Рассмотрены базовые принципы и модели HPI подхода, методы и инструменты для предупреждения неверных действий человека и снижения их последствий, а также общие вопросы внедрения HPI подхода на предприятиях атомной отрасли.


Ключевые слова: эффективность деятельности человека, активные и латентные ошибки, предвестники ошибок, критические шаги, культура безопасности.

#
.


Машин В.А Повышение эффективности деятельности человека в атомной энергетике. 2012.

Материалы к презентации для совещания Главных инженеров атомных станций Концерна «Росэнергоатом» (10-13.04.2012)

За последние 10 лет, число нарушений, связанных с ошибками персонала, остается в отрасли на одном уровне.

Отсутствует общая корпоративная программа, поддерживаемая центральным аппаратом и побуждающая все станции к дальнейшему сокращению числа ошибок персонала.


В данной презентации представлена методология сокращения числа ошибок персонала, которая строится на принципах программы "Повышения эффективности деятельности человека" - Human Performance Improvement (HPI).

Данный подход, предложенный Институтом по эксплуатации атомных электростанций США (Institute of Nuclear Power Operations - INPO),

построен на анализе природы человеческой деятельности и включает в себя широкий набор методов и инструментов, направленных на сокращение числа ошибок персонала.


Ключевые слова: человеческая ошибка, повышение эффективности деятельности человека, принципы деятельности человека, предвестники ошибок, критические шаги, Культура справедливых отношений

#
Машин В.А. Культура безопасности и система сбора, учета, классификации и анализа событий низкого уровня.

Электрические станции, 2012. № 8. С. 20-28. Статья

В связи с внедрением на атомных станциях Концерна "Росэнергоатом" корпоративной системы сбора, учета, классификации и анализа событий низкого уровня,

проанализирована роль этой системы с позиций современных тенденций в развитии концепции культуры безопасности.

Показана ее тесная связь с культурой предоставления сообщений и культурой обучения.

Рассмотрены важнейшие факторы, влияющие на эффективность систем добровольного предоставления сообщения.

Особое внимание уделяется формированию среды справедливых отношений в организациях.
Ключевые слова: культура безопасности, культура предоставления сообщений, культура справедливых отношений, система учета событий низкого уровня.

#
Машин В.А. О нарушениях в работе атомных станций, обусловленных человеческим фактором.
Электрические станции, 2012. № 3. С. 9-15.
Cтатья
Рассмотрен метод психологического анализа причин неправильных действий персонала, представленный в "Методических указаниях по анализу причин нарушений в работе атомных станций" (РД ЭО 0095-2004).

Проанализированы типология неправильных действий и классификатор коренных причин ошибок персонала. Сформулированы рекомендации к совершенствованию метода психологического анализа причин неправильных действий персонала.
Ключевые слова: анализ причин нарушений, человеческий фактор, типы ошибок, источники и причины неверных действий персонала

#
Машин В.А.
Метод психологического анализа причин неправильных действий персонала. Аналитический обзор.

Доклад для семинара "Работа психолога в комиссии по расследованию нарушений в работе АС, связанных с неправильными действиями персонала", 1
4.02-17.02.2012. ЦИПК, г. Обнинск. Презентация

Используя современные подходы проанализирован метод психологического анализа причин неправильных действий персонала, представленный в "Методических указаниях по анализу причин нарушений в работе атомных станций" (РД ЭО 0095-2004). Проанализированы типология неправильных действий и классификатор коренных причин ошибок персонала. Сформулированы рекомендации к совершенствованию метода психологического анализа причин неправильных действий персонала. Представлены примеры классификаций и причин неверных действий с позиций современных подходов в этой области.

Ключевые слова: анализ причин нарушений, человеческий фактор, типы ошибок, источники и причины неверных действий персонала

#
Машин В.А.
Человеческий фактор. Оптимизация работы команды (Базовый курс,
2011) Оглавление
Основные характеристики группы, влияющие на эффективность и безопасность эксплуатации и технического обслуживания АЭС.

#
Машин В.А. Человеческий фактор. Вводный курс (2011). Оглавление
Основные характеристики человека, влияющие на эффективность и безопасность оперативной деятельности.

#
Кодекс профессиональной этики персонала BNPP (Руководитель проекта - Машин В.А., 2011). Оглавление
Кодекс профессиональной этики персонала разработан с целью формирования организационной культуры, обеспечивающей надежность и эффективность эксплуатации АЭС "Бушер".

#
Притчи. Ценности и нормы поведения в народной мудрости (Составитель - Машин В.А., 2011). Содержание
Приложение к "Кодексу профессиональной этики персонала BNPP".

#
Машин В.А. Кросс-культурные особенности иранских специалистов. 2011. Рекомендации для российских специалистов

Перечислены основные ценности, культурные особенности поведения, которые необходимо учитывать для эффективного взаимодействия с иранскими специалистами.

#
Машин В.А. Общая процедура оценки сплоченности персонала (2011). Основные принципы
Дано определение групповой сплоченности. Рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на групповую сплоченность, внешние критерии групповой сплоченности и методы их оценки.

#
Машин В.А. Оценка тестовых процедур, применяемых при работе с персоналом (2010).
Презентация для семинара
Рассмотрены основные психометрические требования к тестовым процедурам: репрезентативность, надежность, валидность, дискриминативность. Описаны факторы, влияющие на валидность и надежность тестовых процедур. Особое внимание уделено типам надежности и валидности, контроль которых наиболее важен при работе с персоналом. Приведены примеры методов для оценки надежности и валидности тестовых процедур.

#
Машин В.А. Система психологического обеспечения для предприятий атомной энергетики:
Отбор (2010). Презентация для семинара
Представлена структура психологического отбора персонала, которая включает в себя оценку 4 важнейших сфер (или сквозных компетенций): (1) личностной сферы (мотивации, отношений, ценностей), (2) когнитивной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления), (3) физиологической сферы (функционального состояния, психоэмоциональной устойчивости), (4) сферы командного взаимодействия (работы в группе, лидерских качеств). Для подготовки заключения по результатам обследований разработан алгоритм кадрового решения. Процесс психологического отбора построен на принципах системного и компетентностного подходов.

#
Машин В.А. Метод исследования человеческого фактора при нарушениях и авариях.

Ред 2011.01.11. Анализ человеческих ошибок
Предложен подход к анализу ошибок человека, который развивает следующие концепции: Perceptual Control Theory (Powers W.T., 1973), Model of Information Processing (Hendy K.C., Farrell P.S., 1997), SHEL Model (Edwards E., 1988), Latent Failures Model (Reason J., 1990), The Human Factors Analysis and Classification System - HFACS (Shappell S.A., Wiegmann D.A., 2000), Systematic Error and Risk Analysis - SERA (Hendy K.C., 2003), A Systems Approach to the Investigation of Human Factors in Accidents and Incidents (ICAO, 2000). С помощью данного подхода исследована авария на АЭС Three Mile Island (TMI-2, США, 1979 год).

#
MABP.HFA.exe - Программа для реализации метода исследования человеческого фактора при нарушениях и авариях (Машин В.А., Проект. 2011).
Скриншот программы MABP.HFA.exe - Описание нарушения и событий.
Скриншот программы MABP.HFA.exe - Описание опасных действий и условий.
Скриншот программы MABP.HFA.exe - Создание отчета.

#
Машин В.А. Анализ результатов анкетирования персонала предприятия с целью разработки и внедрения «Кодекса деловой этики».

2009. Оглавление
В данном документе проанализирована надежность анкеты как инструмента измерения, выполнен статистический анализ обобщенных данных и данных по отдельным категориям работающих в целом по анкете и по каждому пункту анкеты. Результаты анализа позволили выделить наиболее напряженные области в деятельности организации, которые необходимо учитывать при разработке и внедрении «Кодекса деловой этики».

#
Машин В.А. Методическое руководство по оценке тестовых процедур, применяемых при работе с персоналом. 2008. [C] Оглавление
В данном руководстве главный акцент сделан на практических методах и процедурах достижения и оценки надежности, валидности и дискриминативности тестовых материалов, применяемых в отборе и психологическом сопровождении персонала, при определении эффективности его деятельности. При этом теоретические вопросы помогают раскрыть содержание основных психометрических показателей тестовых процедур.

#
Машин В.А. Предложения по разработке психофизиологического обеспечения системы Управления Человеческими Ресурсами АЭС.
2008. Содержание
Рассмотрены основные задачи, функции, методы системы психофизиологического обеспечения управления человеческими ресурсами АЭС, требования к персоналу , помещениям, оборудованию, программному обеспечению.

#
Машин В.А. Руководство по разработке моделей компетенций.
2008. [B] Оглавление
Данный документ описывает структуру и общую процедуру разработки модели компетенций на основе системного подхода для использования ее в процессах отбора, развития и оценки деятельности персонала. В качестве примера используются компетенции руководителей АЭС, которые включают все уровни, начиная с оперативных менеджеров, контролирующих работу групп или команд, средних менеджеров и старших менеджеров (включая управляющих станцией и соответствующих организаций по обеспечению).

Поскольку в атомной индустрии длительное время основной фукс внимания был сосредоточен на технических аспектах деятельности менеджеров, данный документ сознательно фокусируется главным образом на компетенциях управления.

* MABP360man.exe - Программа для оценки эффективности деятельности по модели компетенций руководителей Nuclear Electric Ltd., UK.

Скриншот программы MABP360man.exe (Старт).
* Скриншот программы MABP360man.exe (Оценка). MABP360ann.exe - Программа для анализа оценок эффективности деятельности по модели компетенций руководителей Nuclear Electric Ltd., UK.
Скриншот программы MABP360ann.exe - график оценок.
* Скриншот программы MABP360ann.exe - анализ оценок. MABP.Kelly.exe - Программа для экспертной оценки эффективности деятельности руководителей на основе метода Келли.
Скриншот программы MABP.Kelly.exe - составление конструктов.
Скриншот программы MABP.Kelly.exe - оценка субъектов на основе конструктов.
* MABP.PairComp.exe - Программа для парных сравнений экспертами эффективности деятельности руководителей.
Скриншот программы MABP.PairComp.exe - парные сравнения группы руководителей.
Скриншот программы MABP.PairComp.exe - анализ парных сравнений, выполненых экспертами.


#
Машин В.А. Методическое пособие по проведению структурированных интервью для выявления компетенций и поведенческих индикаторов.

2008. [C] Оглавление
В данном документе рассмотрены вопросы организации и проведения интервью по получению поведенческих примеров (Д. МакКлелланд), структурированное поведенческое интервью Дж. Дое, представлены вопросы для поведенческого интервью У. Ларсона и банк вопросов, основанных на компетенциях, для проведения структурированного интервью.

#
Машин В.А. Руководство по проведению совещаний с использование Техники Номинальной Группы. 2008. [C] Оглавление
Данное Руководство включает в себя основные понятия, касающиеся техники номинальной группы, и процедуру проведения совещаний на основе техники номинальной группы (Nominal Group Technique - NGT).

#
Машин В.А. Руководство по применению Техники Репертуарных Решеток для целей ассессмента.

2008. [C] Оглавление
Данной Руководство включает в себя основные понятия, касающиеся техники репертуарных решеток, процедуру планирования и проведения интервью, методы анализа полученных данных.

#
Машин В.А. Психофизиологическая оценка оперативного, диспетчерского и оперативного ремонтного персонала ОАО «АК «Транснефть».

Общие требования. ЛПФО НВУТЦ, 2006. Оглавление
Описаны общие требования к системе психофизиологического обеспечения персонала ОАО «АК «Транснефть»: цели, задачи, функции. Рассмотрены нормативные, методические, технические и кадровые вопросы организации системы психофизиологического обеспечения персонала ОАО «АК «Транснефть».

#
Машин В.А. Методическое руководство по организации и проведению психофизиологических обследований персонала: системный подход.

2006. [B] Оглавление
Настоящий документ описывает общие требования к построению системы психофизиологических обследований персонала с использованием системного и компетентного подходов. Документ предназначен для специалистов, занимающихся вопросами Управления Человеческими Ресурсами, включая профессиональный отбор, ежегодные психологические обследования и подготовка персонала по программам Человеческого Фактора. При этом при построении процедуры профессионального отбора (психофизиологического обследования при приеме на работу) используются принципы компетентного подхода, а ежегодные (плановые) психофизиологические обследования рассмотрены в более широком контексте оценки эффективности деятельности персонала.

#
Машин В.А., Никитин В.П. Концепция культуры безопасности. Человеческий фактор.


Электрические станции, 1997, No 4, c. 18-22. Статья
Рассмотрены центральные положения культуры безопасности АЭС с позиций человеческого фактора. Обосновывается тезис, что достижение высокой культуры безопасности на отечественных АЭС должно опираться на национальные традиции и особенности развития отечественной атомной энергетики. Формулируется необходимость разработки и реализации программ качественной перестройки системы и методов управления АЭС, профессионального развития персонала АЭС, анализа и устранения коренных причин нарушений, связанных с человеческим фактором.

В центре внимания культуры безопасности должны находиться, в первую очередь, человеческие ресурсы, персонал, стиль и методы управления персоналом, социально-психологический климат в производственных коллективах.

В процесс формирования культуры безопасности должен быть вовлечен весь персонал, включая высший административный уровень.

#
Машин В.А. Компьютеризованные системы поддержки операторов АЭС (Психологические проблемы).

Электрические станции, 1995, No 7, с. 2-7. Статья
С общих позиций безопасности эксплуатации АЭС рассмотрены психологические проблемы, которые возникают при разработке и приложении компьютеризированных систем поддержки операторов на БЩУ АЭС, и возможные негативные последствия при игнорировании этих проблем. Центральное внимание уделяется активным формам операторской деятельности и способам сохранения функций принятия решения за оператором в условиях автоматизированного управления АЭС. Отмечается важность на этапах разработки систем поддержки определить область компетенции человека и автоматики и предусмотреть в проектах условия компенсации перераспределения части задач от оператора к автоматизированным системам.

#
Машин В.А. О психологической проблеме эксплуатации и управления АЭС.

Электрические станции, 1994, No 3, с. 36-39. Статья
В предлагаемой статье с позиций психологического анализа рассмотрены резервы повышения безопасности АЭС, обусловленные "человеческим фактором". На основании результатов исследований, которые проводятся в ЛПФО НВУТЦ, описана модель профессионализации оперативного персонала и те важнейшие для безопасности АЭС психологические изменения, которыми сопровождаются основные стадии профессионального развития оператора.

Обосновывается два противоположных направления в развитии профессионала: "нисходящее" и "восходящее". В канву анализа вводятся уровни активности поведения оператора: индивидный ("пассивный") и личностный ("активный").

Доказывается, что только личностные формы активности в условиях АЭС могут обеспечить постоянное саморазвитие оператора, а значит и высокий уровень безопасности, надежности и эффективности его действий.

Формулируется система условий для поддержания и развития личностных форм активности операторов на протяжении всего профессионального пути, направленная на обеспечение безопасной, надежной и эффективной эксплуатации АЭС. В заключение статьи представлены предложения о развитии психологического обеспечения эксплуатации АЭС и делается вывод о значительных резервах, которые кроются в решении этой задачи.

#
Машин В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека.

Вопросы психологии, 1994, No 3, с. 144-149. Статья
В статье представлено краткое теоретическое обоснование нового подхода к наполнению конкретным психологическим содержанием понятия о двух уровнях личностной регуляции поведения человека. Основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае активность субъекта вызывается "внешним" нарушением равновесия - субъект реактивен, в другом субъект сам разрушает установившееся равновесие, направляя свою активность на новые отношения, на новые формы взаимодействия. Анализ двух уровней в психической регуляции поведения человека позволил связать их с двумя центральными для психологии понятиями - индивид и личность. Полученные выводы легли в основу теоретических и экспериментальных исследований, которые проводятся на базе лаборатории психофизиологических обследований Нововоронежского учебно-тренировочного центра подготовки персонала АЭС.

#
Машин В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте (На материале деятельности операторов АЭС).

Диссертация кандидата психологических наук. МГУ им. М.В. Ломоносова. Факультет психологии. М., 1994, 170 с.


#
Машин В.А. Методическое пособие "Общие вопросы организации и проведения психофизиологических обследований персонала АЭС".

ЛПФО НВУТЦ, 1991.
В данном Пособии рассмотрены методологические и методические вопросы организации и проведения психофизиологических обследований персонала АЭС.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум АЭС специалистов с осколков СССР -> 1002 Психофизические требования к работникам служб АЭС Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Знать. Уметь. Предвидеть. Работать с Атомом без права на риск.


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS